Выступление прокурора Республики Татарстан, старшего советника юстиции, к.ю.н. И.С. Нафикова на заседании круглого стола в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 26 июня 2014 года
26.06.2014
Выступление прокурора Республики Татарстан, старшего советника юстиции, к.ю.н. И.С. Нафикова на заседании круглого стола в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 26 июня 2014 года

 

Выступление прокурора Республики Татарстан, старшего  советника юстиции,  к.ю.н.  И.С. Нафикова 

на круглом столе в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 26 июня 2014 года

 

Тема: «Актуальные вопросы, возникающие при организации деятельности по противодействию экстремизму

на примере прокуратуры Республики Татарстан» 

 

Уважаемые коллеги!

 

Татарстан имеет более чем тысячелетний опыт совместного проживания людей разных народов и конфессий, который Всемирной организацией ЮНЕСКО был признан уникальным. Однако в последние годы мы столкнулись с рядом неблагоприятных тенденций, которые проявились в покушении на жизнь муфтия в 2010 году и попытке запуска ракет в сторону заводов Нижнекамскнефтехима с последовавшими поджогами церквей осенью 2013-го. Несмотря на дерзость совершенных преступлений, эти события еще больше сплотили представителей различных национальностей, проживающих в Татарстане. Материалы расследуемых дел свидетельствуют, что определенными силами разыгрывался сценарий по образцу ряда других известных стран: раскачать межнациональное и межконфессиональное согласие, а через это создать протестные и разрушительные настроения в Поволжье, самом центре России.

 

В этих условиях мы остро осознали, что, если не объединить усилия всех правоохранительных и других государственных органов, здоровых общественных сил, никто по отдельности не сможет эффективно противостоять экстремистским процессам. Поэтому особое внимание обратили координации правоохранительной и общегосударственной профилактической деятельности.

 

При непосредственном участии прокуратуры создали Координационное совещание по обеспечению правопорядка в Республике Татарстан, Совет при Президенте республики по межнациональным и межконфессиональным отношениям, потребовали активизировать работу органов государственной власти и муниципалитетов. Прокурор участвует в еженедельно проводимых межведомственных совещаниях по общественно-политическому планированию, на которых анализируются прошедшие на предыдущей неделе и предстоящие массовые публичные мероприятия, а также протестные выступления граждан и публикации в СМИ и сети Интернет с выработкой предложений по разрешению конфликтных ситуаций.

 

Было инициировано обновление состава Духовного Управления мусульман и имамов мечетей, власть в которых в 90-е годы захватили имамы, прошедшие обучение в Саудовской Аравии, с салафитской идеологией и ваххабитскими традициями, поскольку своих мусульманских образовательных учреждений в России в то время не было. Соответственно, среди мусульманской уммы распространялась разрушительная для наших традиций идеология, пригодная лишь для стран с моноконфессиональным составом населения.  К настоящему времени в Казани создан и успешно работает Российский Исламский университет, где готовятся свои высококвалифицированные кадры. Предприняты другие организационные меры.

 

Прокуратурой проведены координационные и межведомственные совещания, встречи с представителями конфессий, на которых выработаны дополнительные меры противодействия. Привлечены муниципалитеты и общественность к обеспечению охраны культовых сооружений, а сами поврежденные объекты восстановлены по поручению Президента Татарстана. Введена система экстренного оповещения и реагирования на внештатные ситуации.

 

Принят ряд мер, направленных на совершенствование деятельности самой прокуратуры. Создан отдел по надзору за исполнением законов о противодействии экстремизму и терроризму, куда отобраны наиболее квалифицированные и перспективные сотрудники. Подготовлены методические рекомендации. Проведена серия учебных занятий. Уже сейчас можно отметить возросшее качество проводимых проверок и уголовного преследования.

 

Сразу же по поступлению сообщений о преступлениях мною лично были осуществлены выезды на места происшествий, где по требованию прокурора были возбуждены уголовные дела по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за теракт и участие в террористическом сообществе. Так же по нашему требованию все дела были соединены, что позволило своевременно сконцентрировать силы, правильно спланировать расследование и выйти на раскрытие преступлений. Сегодня под стражей находится 23 человека.

 

В ходе расследования этого дела жизнь заставила нас прибегнуть к нестандартным формам координации действий следственных и оперативных служб с целью надлежащей организации уголовного преследования. Так, прокурор города Нижнекамска, которому моим приказом была делегирована часть полномочий по оперативному решению текущих вопросов на месте, в конце каждого дня проводил оперативные совещания, где анализировались добытые за день результаты и планировались мероприятия на следующий день. Из республиканского аппарата к месту расследования были командированы два наиболее опытных сотрудника (один из надзорного отдела, другой – гособвинитель), которые с первых дней приступили к изучению дела. Здесь преследовалось несколько целей: упредить недоработки следствия, помочь организовать работу, предотвратить возможные нарушения закона и подготовить эффективное уголовное преследование в суде. Учитывая ограниченность надзорных полномочий, была выработана такая форма реагирования на неполноту следствия, как информация прокурора руководителю следственной группы, где давались предложения по организации и ведению следствия, устранению недостатков.

 

Прокуратурой республики акцентировано внимание на пресечении финансирования экстремистской и террористической деятельности, что мы требуем при надзоре за процессуальной деятельностью по расследованию преступлений экстремистской и террористической направленности. По отмеченному мною делу установлены контакты обвиняемых с выходцами из арабских государств, в том числе их финансовые взаимоотношения. Аналогичная работа проводится и в ходе общенадзорной деятельности прокуроров. Так, прокуратурой возбуждены административные производства в отношении двух работников одного из банков, совершивших финансовые операции с денежными средствами лиц, состоящими в Федеральном списке экстремистов и террористов, а в адрес самого банка внесено представление.

 

Прокуратурой республики было обращено внимание так же на факты участия отдельных жителей в незаконных вооруженных формированиях, которые воевали в горячих точках мира. По требованию прокуроров в республике возбуждено и расследуется 9 уголовных дел по ч. 2 ст. 208 и ч. 3 ст. 359 УК РФ по фактам участия в незаконных вооруженных формированиях и вооруженных конфликтах в качестве наемников на территории иностранных государств, в том числе в Сирии. На днях взят под стражу один из обвиняемых, вернувшийся с зоны боевых действий. Инициирована работа по аннулированию и запрету выдачи загранпаспортов лицам, склонным к участию в НВФ.

 

Вместе с тем, на практике возникают трудности при квалификации преступления и доказывании вины. Так, для признания лица наемником и квалификации деяния по ч. 3 ст. 359 УК РФ необходимо обязательное условие – наличие цели получения материального вознаграждения. Возникает вопрос - можно ли расценивать в качестве получения наемником материального вознаграждения обеспечение его амуницией, оружием, боеприпасами, питанием, жильем? Нередко воевать за границу уезжают с семьями. При этом семьи обеспечиваются жильем, предметами быта и питанием.

 

Привлечение к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 208 УК РФ об участии на территории иностранного государства в вооруженном формировании так же затруднено ввиду примечания к ней, согласно которому лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности. При прибытии на родину участник НВФ - уже без оружия, а участие в нём прекращено. Между тем, каждый из них – опытный боец, диверсант, готовый специалист-подрывник, имеет опыт вербовки сторонников. Было бы наиболее правильным, если бы примечание касалось только участников НВФ на территории России, когда можно проконтролировать и зафиксировать добровольность совершенных действий. Правительства же иностранных государств зачастую не контролируют ситуацию, и получить от зарубежных коллег достоверную информацию об этом не представляется возможным.

 

В Республике Татарстан продолжается работа по пресечению деятельности экстремистских организаций, привлечению их участников к ответственности. В 2013 году имам мечети «Аль-Ихлас» Сафин, активный участник «Хизбут-Тахрир», осуждён к лишению свободы за организацию деятельности запрещенной организации, а возглавляемая им организация по заявлению прокурора ликвидирована. По требованию прокуратуры привлекаются к уголовной ответственности и другие активные участники «Хизбут-Тахрира» по фактам распространения листовок и автопробегов с флагами этой организации. В целом по республике активизирована работа по выявлению и пресечению преступлений экстремистской направленности и террористического характера. В 2013 году было возбуждено 48 уголовных дел, а за истекший период 2014-го - 38.

 

Практика показывает, что мало изолировать экстремистов. Особое беспокойство вызывает обстановка в исправительных учреждениях, где они отбывают наказание. Прикрываясь свободой отправления религиозных обрядов, будучи идеологически подготовлены, эти лица небезуспешно проповедуют свои взгляды. Решение проблемы видится в изменении законодательства по назначению им тюремного режима либо созданию специальных пенитенциарных учреждений.

 

Еще одной проблемой является неприменение судами лишения свободы за совершение экстремистских преступлений небольшой и средней тяжести. Представляется целесообразным внесение изменений в статью 56 УК РФ в части возможности назначения этого наказания за совершение преступлений по мотивам национальной, религиозной и иной ненависти или вражды, независимо от категории преступления.

 

Одной из проблемных является работа по пресечению экстремистских материалов в сети Интернет, которая в последнее время заметно активизирована. В 2013 году возбуждено 22 уголовных дела по фактам разжигания межнациональной или межрелигиозной розни при распространении экстремистских материалов в Интернете, а за истекший период 2014-го - уже 21.

 

В то же время систематический мониторинг Интернет свидетельствует о том, что, несмотря на привлечение к ответственности отдельных лиц, по-прежнему в сети размещаются экстремистские материалы. В свете изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ст. 15.3) с 1 февраля 2014 года введена возможность «внесудебного» блокирования сайтов, на которых содержится информация с призывами к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, участию публичных мероприятиях, проводимых с нарушениями установленного порядка. Еще до утверждения временной инструкции в Генеральную прокуратуру Российской Федерации нами направлено 3 заключения (информации) о необходимости блокировки доступа к Интернет-ресурсам (на настоящий период рассмотрено и удовлетворено 2 материала).

 

Практика выявила ряд недостатков данной процедуры. Так, для «внесудебного» блокирования Интернет-сайтов необходимо заключение эксперта о содержании в материалах призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Обязательность проведения исследования отражена и во временной инструкции, утвержденной  Генеральным прокурором Российской Федерации 5 июня 2014 года. Исследования проводятся длительное время (от месяца до полугода). Вызывают вопросы оплата труда эксперта и учет расходов на эти цели, поскольку средства на услуги по проведению исследования в смете расходов прокуратуры не заложены.

 

Для ускорения процесса блокирования доступа к Интернет-ресурсам полагали бы возможным, чтобы права по внесению соответствующих требований были делегированы прокурорами субъектов, так как эти полномочия закреплены только за заместителями Генерального прокурора, что снижает оперативность реагирования. В этом случае соблюдение прав участников интернет-коммуникаций можно было бы гарантировать требованием об обязательном уведомлении суда в течение 24 часов для дачи им последующей правовой оценки.

 

Так же полагаем необходимым ввести обязанность операторов связи самим мониторить и удалять из сети материалы, которые уже признаны судом экстремистскими и внесены в Федеральный список экстремистских материалов.

 

В выступлении отмечены лишь некоторые проблемные аспекты. Существующая обстановка в России и Республике Татарстан, в частности, требует нестандартных подходов к разрешению и предотвращению экстремистских проявлений. Эти задачи прокуратурой Республики Татарстан будут выполнены, и совместными усилиями нам удастся сохранить межнациональное и межконфессиональное согласие в регионе.

 

Спасибо за внимание!