Выступление прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на семинаре прокурорских работников Приволжского федерального округа 25 февраля 2014 года
25.02.2014
Выступление прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на семинаре прокурорских работников Приволжского федерального округа 25 февраля 2014 года

 

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Уважаемый Александр Дмитриевич!

Уважаемые гости и участники семинара!

 

Наше общество обеспокоено сложившейся ситуацией. Проблемы миграции подняты на самом высоком уровне. Вектор их решения задал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем послании Федеральному Собранию.

 

Сегодня миграционные процессы - это неотъемлемая часть глобализации мировой экономики. Люди стремятся приехать туда, где безопасно, развита инфраструктура, есть рабочие места.  Трудовая миграция - естественное явление для всего мира. Татарстан - не исключение. Трудом мигрантов пользуются и транспортники, и промышленные предприятия, и небольшие частные фирмы.

 

В 2013 году продолжалось увеличение миграционных потоков в Татарстан. Республику посетили граждане из 180 стран мира. На миграционный учет поставлено 196 612 иностранных граждан и лиц без гражданства, что почти на 12 процентов больше в сравнении с предыдущим годом. Доля прибывших в Татарстан из высокоразвитых стран - США, Германии, Великобритании, Франции, Италии – составила 8,5 процентов. Остальные – из развивающихся стран и ближнего зарубежья.

 

По состоянию на 1 января 2014 года на территории Татарстана фактически пребывало 59 317 иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе на миграционном учете по месту пребывания – 29 219, по месту жительства на основании разрешения на временное проживание и вида на жительство – 19 441, на основании действующих патентов – 10 657. В их числе 35 процентов трудовых мигрантов, 7 процентов студентов, 35 процентов туристов и гостей, остальные постоянно или временно проживают в республике по иным мотивам.

 

Активное привлечение иностранной рабочей силы началось в конце 90-х годов в связи с реализацией политики «открытых дверей». Однако на сегодняшний день в сфере использования иностранной рабочей силы существует ряд проблем.

 

Всем известна низкая квалификация иностранной рабочей силы. Производимые мигрантами товары и услуги ставят под угрозу жизни потребителей. Так, весной прошлого года маршрутный автобус под управлением гражданина Киргизии на полном ходу влетел в остановку общественного транспорта на одной из улиц города Казани. В результате дорожно-транспортного происшествия погибли три человека, еще пятеро получили тяжкие телесные повреждения.

 

Динамичные неконтролируемые миграционные потоки являются идеальным прикрытием для эмиссаров, направляемых экстремистскими организациями в целях дестабилизации ситуации в республике и ведения террористической деятельности. Трагичным примером конца прошлого года стали поджоги церквей и запуски самодельных неуправляемых ракетных снарядов в сторону объектов Нижнекамскнефтехима. По версии следствия, один из приверженцев экстремистских течений, причастный к этим преступлениям, без труда неоднократно перемещался через государственную границу и приезжал в республику. Однако, несмотря на дерзость совершенных преступлений, эти события еще больше сплотили представителей различных национальностей, проживающих в Татарстане.  На сегодняшний день по данным фактам возбуждено уголовное дело по ст. 205 («Террористический акт») и ч.ч. 1, 2 ст. 205.4 УК РФ («Организация террористического сообщества и участие в нем»). Борьба с нелегальной миграцией мерами прокурорского реагирования – это оружие противодействия экстремизму, первый заслон его проявлениям, один из инструментов по пресечению распространения его идей.

 

Опасность неконтролируемой, непрофессиональной миграции не в статистическом количестве преступлений, а:

- в создании предпосылок для нестабильности и будущих конфликтов, социальных, межнациональных и межконфессиональных взрывов,

- в подрыве здоровой экономической конкуренции (не каждый может получить разрешение на дешевую рабочую силу, на иммунитет от закона, на безнаказанность от кабальных условий труда),

- и, наконец, в размывании нашей многонациональной российской культуры, в создании условий и почвы для коррупции, которая распространилась в России не из-за экономических преобразований, а вследствие утраты наших традиций и основ общественной жизни. Мы все помним, откуда появились «шабашники» и «рыночники» в советское время, исполнители разорительных операций с банковскими авизо в перестроечную эпоху, и сами не заметили, как осуждаемое стало привычным.

 

В чем же причины столь быстрого «поглощения» страны чуждыми нашей культуре миграционными потоками?

Во-первых, экономическая легкость ведения дел для «прикормленного» бизнеса, колоссальная экономия на затратах. Отсюда – мы должны сделать миграционный «бизнес» дорогим, в том числе – правоприменительными средствами.

Во-вторых, терпимость и толерантность в защите наших традиционных устоев. Значит, мы должны проявить непреклонность и твердость.

В-третьих, что манит незаконную миграцию, - коррупция, которая делает возможным неравноправие субъектов экономической деятельности в привлечении рабочей силы разной стоимости и применении дешевых юридических форм ее использования, таких как гражданско-правовые договоры, аутсорсинг и аутстаффинг.

 

Есть случаи, когда в коррупционных схемах участвуют и отдельные сотрудники миграционной службы. Так, оперативным подразделением УФСБ по РТ выявлен канал нелегальной миграции, к которому оказался причастен руководитель одного из отделов УФМС России по Республике Татарстан.  По данному факту в 2013 году возбуждено уголовное дело, расследование которого в настоящее время продолжается.

 

В решении задач противодействия нелегальной миграции в Республике Татарстан во главу угла была поставлена координирующая роль прокуратуры. В помощь горрайпрокурорам аппаратом прокуратуры республики разработаны и направлены методические рекомендации. Подготовлено совместное указание прокуратуры республики, УФСБ РФ по РТ, МВД по РТ и УФМС РФ по РТ «Об организации межведомственного взаимодействия по борьбе с нелегальной миграцией».

 

Важную роль в противодействии нелегальной миграции играет административная практика. В Республике Татарстан в рамках выполнения решений координационных совещаний проведены проверочные мероприятия в жилищно-коммунальной сфере, сфере услуг и торговли, всего проведено 14 684 мероприятия.

 

Установлено 22 лица, имеющих на руках поддельные документы, выявлено 7 520 иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории России. Всего количество выявленных административных нарушений в сфере миграции за истекший год выросло на 27 процентов.

За нарушение режима пребывания и условий участия в трудовых отношениях на территории России в отношении 1 706 иностранных граждан и лиц без гражданства приняты судебные решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации. Обеспечен прокурорский надзор за исполнением судебных решений. На сегодняшний день решения о выдворении исполнены в отношении 1680 лиц.

 

В республике в целях максимально эффективного исполнения судебных постановлений по выдворению указанных лиц создано специальное учреждение временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации.

 

Действенной оказалась мера закрытия въезда тем, кто вовремя не покинул пределы нашей страны – превысил установленный срок пребывания, был подвергнут выдворению, совершил два и более правонарушения за год, не оплатил налоги или штрафы. В течение следующих трех лет въезд в Россию для них будет закрыт. В прошлом году въезд был закрыт 3 656 иностранным гражданам. Повторное выдворение, депортация или реадмиссия лишит мигранта права на въезд в Россию на срок до 10 лет.

 

В пунктах пропуска через государственную границу в международных аэропортах «Казань» и «Бегишево» осуществляется круглосуточный контроль прибытия иностранных граждан с целью предупреждения проникновения на территорию республики лиц, причастных к экстремистской деятельности. По оперативным учетам Интерпола и наших спецслужб в 2013 году проверено более 7 тыс. лиц. При попытке въезда в страну выявлено и депортировано более 200 иностранцев, которым закрыт въезд в Россию.

 

Прокуратура Татарстана проводит работу по поиску и внедрению в практику прокурорского надзора эффективных гражданско- и уголовно-правовых средств борьбы с нелегальной миграцией.

 

Например, имеется практика по предъявлению в суды исковых заявлений о признании постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан недействительной. В сентябре 2013 года Вахитовский районный суд г. Казани удовлетворил заявление прокуратуры и признал незаконным бездействие управления Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан в части неосуществления государственного контроля (надзора) в сфере миграции, повлекшее постановку на учёт по так называемому «резиновому» адресу 392 иностранных граждан. В отношении же собственника квартиры по требованию прокурора было возбуждено уголовное дело. В этом случае принятые меры прокурорского реагирования имели комплексное профилактическое воздействие.

 

Новым направлением противодействия нелегальным миграционным потокам является подготовка исковых заявлений о взыскании с работодателей, незаконно привлекших к трудовой деятельности иностранных граждан, убытков, причиненных Российской Федерации, связанных с содержанием и выдворением указанных граждан (содержание из расчета 136 рублей за сутки и стоимость авиабилетов). Так, органами прокуратуры республики на истекшей неделе направлено в суды уже 7 таких исков на общую сумму 174 тыс. 957 рублей.

 

Сегодня необходимо активнее применять гражданско-правовые средства для признания фиктивными браков, заключенных иностранными гражданами и лицами без гражданства с гражданами России в целях легализации своего пребывания на территории Российской Федерации и получения российского гражданства в упрощенном порядке. Этому должен способствовать налаженный нами обмен информацией с органами ЗАГСа.

 

Важным, не только карательным, но и профилактическим, потенциалом  обладают уголовно-правовые средства воздействия.

В 2013 году прокуратура совместно с Управлением Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан провела работу по выявлению и ликвидации так называемых «резиновых адресов». В прошлом году жители республики в свои квартиры поставили на учет около 24 500 иностранных граждан. Всего в ходе проверок было выявлено более 230 «резиновых» квартир, в которых были прописаны от 20 до 500 граждан. Последние в большинстве случаев по месту их учета фактически не проживали, а сами помещения не были предназначены для того, чтобы вместить такое количество жильцов. В отношении лиц, незаконно поставивших на миграционный учет в жилые помещения иностранных граждан, в 2013 году было возбуждено 20 уголовных дел, 2 из которых рассмотрены с постановлением обвинительных приговоров. По одному из них назначено (по совокупности преступлений) 4 года лишения свободы. Результаты процесса были широко освещены в средствах массовой информации.

 

Принципиальная позиция прокуратуры республики позволила довести до суда уголовное дело в отношении членов преступной группы, организовавших незаконное пребывание граждан Республики Кыргызстан на территории России, в том числе - Татарстана. По итогам проведенной работы инициировано более 100 отказов в предоставлении гражданства России лицам, получившим при помощи названной преступной группы поддельные документы.

 

Приговорены к двум годам лишения свободы директор посреднической фирмы ООО «Заря» и три сотрудника отделения почтовой связи, организовавшие канал легализации незаконного пребывания иностранных граждан в республике. Схема здесь была простая. В миграционную службу через почтовые отделения связи направлялись уведомления для постановки иностранцев на миграционный учет по адресам жителей города Казани без ведома последних.

 

Проделанная работа дала свои результаты. По сравнению с 2009 годом количество граждан, которым оформлено гражданство России, снизилось в 9 раз. Количество иностранных граждан, выдворенных за пределы Российской Федерации, по сравнению с 2012 годом выросло в 4 раза. Количество оформленных разрешений на временное проживание в республике снизилось по сравнению с 2012 годом в 2 раза, из них в пределах установленной квоты – в 3 раза.

 

Квота на выдачу разрешений на работу, установленная приказом Минтруда России от 30 ноября 2012 г. № 566н для Республики Татарстан, в 2013 году не превысила 67 процентов. На 2014 год приказом Минтруда России от 16 декабря 2013 года № 739н для Республики Татарстан установлена квота на 8378 разрешений. За истекший период 2014 года в пределах квоты оформлено 23 разрешения на работу, что составляет 0,3 процента от квоты, установленной для республики на текущий год.

 

Важное внимание в республике уделяется также профилактической работе с легальными мигрантами, содействующей их адаптации. Так, прокуратурой республики осуществляется тесное взаимодействие с Ассамблеей представителей народов, проживающих на территории Татарстана, включающей в себя более 70 национально-культурных объединений. На базе ВУЗов Казани организовано обучение граждан других национальностей русскому языку, по результатам которого им выдаются соответствующие сертификаты.

 

Однако, несмотря на проведенную работу и некоторые достигнутые результаты, перед нами стоит ряд задач, которые необходимо решить.

Основной фактор, способствующий распространенности миграционных нарушений – недобросовестная деятельность работодателей, использующих нелегальный труд мигрантов. В 2013 году в республике за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении работодателей возбуждено 1 800 административных дел по статьям 18.15-18.17 КоАП РФ. На наш взгляд, также должна быть законодательно установлена ответственность работодателя за приглашенного в страну работника, поскольку нередко иностранные граждане по завершении срока разрешения на работу остаются в России на нелегальном положении. В случае прекращения трудового договора работодатель должен нести ответственность за выезд работника из страны пребывания.

 

Необходимо обратить внимание на тот факт, что помимо использования труда лиц, не имеющих на то разрешения, в настоящее время зачастую в нарушение требований закона используется схема привлечения иностранцев через так называемый аутсорсинг (аутстаффинг). Этот механизм представляет собой заключение не прямого трудового договора с иностранцем, а привлечение его к труду через стороннюю организацию. Именно эта схема использовалась в Набережных Челнах, когда в ходе производства строительных работ при взрыве парогенератора погибли два иностранных гражданина.

 

Особую озабоченность вызывают иностранные граждане, оформившие патент для осуществления трудовой деятельности. Такие граждане фактически не проверяются правоохранительными и контролирующими органами, не проходят никакого медицинского освидетельствования. Именно эта категория иностранных граждан стабильно пополняет ряды нелегальных мигрантов. Правовой институт патентной миграции появился лишь в 2010 году. Любой иностранный гражданин может дать заявку на его получение без всяких мотивов. Для экономического развития страны это совершенно бессмысленно. По сути, это -  псевдолегальная миграция. Патентную миграцию, на наш взгляд, надо срочно отменять либо существенно ограничивать. Свои предложения в разрабатываемый Правительством Татарстана проект Федерального закона мы уже дали.

 

Канал трудовой и патентной миграции зачастую используется для первичной легализации иммигрантов с последующим переходом их в сферу нелегальной миграции.

Потребности в дешевой нелегальной рабочей силе для нужд теневой экономики до последнего времени фактически определяли государственную миграционную политику. Квота на использование иностранной рабочей силы формировалась на основе заявок работодателей. В свою очередь, подача заявок многими из официальных работодателей инициировалась преступными группами, специализирующимися на организации незаконной миграции (официальные работодатели использовались лишь для прикрытия, фиктивного оформления). Активность же специализирующихся на организации незаконной миграции преступных групп обуславливались реальными потребностями других определяющих структур теневой экономики в дешевой рабочей силе.

 

Назрела острая необходимость в пересмотре основ и принципов государственной миграционной политики, которая должна стимулировать приток не дешевой, а, в первую очередь, - высококвалифицированной рабочей силы: ученых, изобретателей, инноваторов, рабочих специальностей высших разрядов. Экономический выигрыш от использования дешевой рабочей силы временный, причем с закладкой огромного пласта социальных и экономических проблем на будущее. В стратегическом же плане необходимо восполнять недостаток рабочей силы увеличением оплаты труда своих граждан. Это даст в дальнейшем состоятельного потребителя (средний класс), который реализацией своих трудовых доходов будет, в свою очередь, стимулировать развитие общественной экономики. Необходимо проводить работу по подготовке собственных высококвалифицированных кадров, расширению сети начального профессионально-технического образования. Сегодня крайне востребованы сварщики, фрезеровщики, токари, другие рабочие специальности.

 

Еще один путь легализации нежелательных миграционных потоков - через сельскую местность. Ключевую роль здесь играют Главы сельских поселений. Без выданной ими справки о фактическом проживании жильца ни один отдел УФМС не зарегистрирует лицо по месту жительства или месту пребывания. Так, в селе Шумково Рыбно-Слободского района республики за последние годы были зарегистрированы 24 гражданина Таджикистана в доме площадью 36 кв. метров, которые фактически проживают в других местах. А всего там 4 таких дома. После избрания нового Главы ни одной новой регистрации допущено не было. Почему? Потому что он усилил контроль пребывания лиц на территории местного самоуправления и требования к выдаче таких справок, которые ранее подписывались без всякой проверки. Сейчас вопрос снятия с незаконного регистрационного учета ранее поставленных лиц решается в судебных органах.

УФМС – формальный орган, который принимает решения по установленному перечню предъявленных документов. А Главу поселения никто обязать выдать справку не может. Это вопрос факта, не права, он не может быть обжалован в судах.

 

К настоящему времени во многих поселениях Татарстана создаются общественные Советы, куда входят Глава сельского поселения, участковый уполномоченный полиции, директор школы, представитель духовенства (мулла или батюшка), которые на местах контролируют ситуацию, еженедельно докладывают ситуацию Главе района.

 

К следующей группе проблем относятся отсутствие санитарной нормы на проживание в жилом помещении (или ограничений на количество возможных регистраций граждан по одному адресу) и уведомительный характер постановки на учет по месту пребывания (без учета согласия на это собственника помещения). В связи с этим Татарстан в 2013 году разработал проект федерального закона о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и иные законодательные акты, направленный на решение данной проблемы.

 

На сегодняшний день миграционные органы, органы службы судебных приставов, а также органы внутренних дел  не используют в полной мере все имеющиеся механизмы противодействия нелегальной миграции  и экстремизму. Принимаемые меры не соразмерны степени общественной опасности, а в ряде случаев не обеспечивают верховенство закона и принцип неотвратимости наказания, что создает условия для игнорирования закона со стороны иностранных граждан.

 

Прокурорам необходимо путем координации действий всех правоохранительных органов и соответствующего взаимодействия с контролирующими, государственными и муниципальными органами:

  • выявлять имеющиеся на поднадзорной территории национальные анклавы, владеть полной информацией об их численности, лидерах, источниках доходов, наличии законных оснований для нахождения в стране и трудовой деятельности, обеспечить контроль законности их деятельности;
  • исключить возможность безнаказанного нарушения закона представителями этих анклавов и оказания им какого-либо покровительства органами публичной власти;
  • обеспечить привлечение к ответственности по каждому факту  предоставления жилого помещения, транспортного средства, оказания иных услуг лицам, находящимся в России с нарушением установленного порядка, не только физических и должностных, но и юридических лиц, штрафы в отношении которых окажутся весьма действенным средством предупреждения нарушений; результаты принятых мер освещать в СМИ;
  • организовать выявление путем изучения дел оперативного учета, проведения заслушиваний и совещаний с оперативными органами проживающих на поднадзорной территории лиц, осуществляющих пропаганду радикальных идей, и лиц, попавших под их влияние;
  • организовать сбор полной информации о них: месте жительства, работы, учебы, составе семьи, источнике дохода, его законности, наличии недвижимости и транспортных средств, наличии судимости и испытательного срока, деятельности в Интернете, законности пребывания или проживания;
  • при выявлении фактов правонарушений обеспечить документирование и направление материалов в компетентные органы для привлечения к юридической ответственности, вплоть до уголовной, обеспечив принцип ее неотвратимости; результатом принимаемых мер должно стать создание юридически неблагоприятной среды обитания для лиц, склонных к экстремизму, и нарушителей миграционного законодательства.

 

Требуется усилить контроль за целями въезда иностранных граждан. Министерство труда республики и Государственная инспекция труда в РТ должны обеспечить законность заключения трудовых договоров, исполнение работодателями трудового законодательства, проверять соблюдение условий принятия заявок на привлечение к труду иностранных граждан. Органами Роспотребнадзора должен быть обеспечен эффективный контроль условий труда и проживания мигрантов. Трудовые права легальных мигрантов должны соблюдаться.

 

Определенную роль, осложняющую регулирование миграционных потоков, сыграло создание Таможенного Союза, в рамках которого теперь в нашей стране могут свободно трудиться граждане Белоруссии и Казахстана. Здесь мы должны спрогнозировать дальнейшее развитие криминогенных процессов и выработать соответствующие меры предупреждения.

 

И самая сложная из миграционных проблем -  внутренняя миграция из регионов Северного Кавказа. Здесь весьма тонкая грань – это граждане нашей страны, но кардинально отличающиеся своей культурой от жителей Центральной России и Поволжья. То, что мы оцениваем как хорошее человеческое качество (например, доброту, отзывчивость), они воспринимают как слабость.

 

Неблагоприятные тенденции в сфере внутренней миграции отмечены в Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. Эти процессы зачастую остаются вообще бесконтрольными.

 

Проблемы интенсивного миграционного внедрения в центральные регионы страны уже имели место ранее – в 90-е годы XX века. Тогда в каждом регионе страны появились представители из региона Чечни, которые к моменту проведения структурами организованной преступности финансово-экономической операции «Авизо» сумели наладить устойчивые отношения с представителями банковских структур. В результате в течение нескольких дней по всей стране были похищены огромные суммы денежных средств, а банковской системе России был нанесен серьезный урон.

 

Материалы уголовного дела о деятельности преступного сообщества «29 комплекс» в г. Набережные Челны показывают, что к началу 2000 годов преступное сообщество, руководимое этническими чеченцами, контролировало Волжский автозавод в г. Тольятти. Ими же был спланирован раскол в главном преступном сообществе г. Набережные Челны с целью проникновения на заводы КамАЗа, а через них – и на Горьковский автозавод Нижнего Новгорода, в котором топ-менеджмент был представлен большинством выходцев с КамАЗа.

 

Сейчас похожие анклавы формируются во многих населенных пунктах центральной России. Особенно уязвимы в этом плане малые города и сельские населенные пункты. Наглядное подтверждение этому – события в Нурлате Татарстана, Белорецком районе Башкортостана, Подосиновском районе Кировской и Пугачевском районе Саратовской областей, где резко обострились и вышли наружу конфликты местного населения с приезжими из регионов Северного Кавказа. Во всех этих случаях недовольство местного населения было спровоцировано сращиванием правоохранительных и муниципальных органов с лицами, недавно мигрировавшими из указанных мест. Во всех случаях по результатам выявления причин межнациональных конфликтов были приняты организационные меры по смещению с занимаемых постов ответственных должностных лиц. Во всех случаях были усмотрены «особые» отношения, которые можно отнести к коррупционным. Только после проявления этих конфликтов территориальные подразделения Федеральной миграционной службы РФ и Министерства внутренних дел РФ выявили нарушения при проживании граждан без регистрации по месту жительства. Вопросы, связанные с внутренней миграцией, вообще не проверялись.

 

Когда в коррупционные отношения вовлечено местное население, это воспринимается психологически более спокойно: есть оправдания – могли вместе учиться, работать. Когда же явный приоритет в решении жизненно важных вопросов отдается представителям иммигрировавшего населения, ответ для любого жителя прост – «купили». Возмущение незаконными действиями властей подсознательно переносится (сублимируется по Фрейду) на тех, кто слабее ее – на представителей другой нации. Последние, в свою очередь, также отвечают агрессией. Создается психологическая почва для возникновения экстремистских настроений.

 

Возможности правового регулирования внутренней миграции, конечно же, ограничены. Наиболее эффективными здесь могут быть действия как органов государственного и муниципального управления по устранению коррупционных факторов и иных дефектов управления на местах, так и правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, экстремизмом и подрыву их нелегальной экономической базы.

 

Одной из главных проблем остается отсутствие эффективной системы учета миграционных потоков. По инициативе Президента Республики Татарстан организована система межведомственного взаимодействия с использованием ресурсов Государственного информационного центра Республики Татарстан.

Многофункциональный центр организует миграционный и регистрационный учет и направляет информацию о возможных местах пребывания нелегальных мигрантов и вновь прибывших в города и другие населенные пункты республики лиц.

Информационная база формируется посредством регистрации мигрантов и иных прибывших лиц в многофункциональном центре, а также из сведений, поступающих из мест пребывания - гостиниц, управляющих компаний, ТСЖ, органов местного самоуправления, вплоть до сельских поселений, которые направляют информацию в УФМС по РТ посредством системы о временном пребывании мигрантов и прибывших лиц.

Указанная информационная база создана для использования правоохранительными и контрольно-надзорными органами при проведении проверок. На сегодняшний день технические вопросы уже решены, прорабатываются организационные моменты.

 

Перед нами сегодня стоит важная задача - поставить жесткий заслон нелегалам. Необходимо привлекать к ответственности те предприятия и администрации, которые нарушают требования законодательства и приглашают мигрантов, у которых закончился срок пребывания на нашей территории. К работе по противодействию нелегалам должны быть подключены и муниципальные органы, и специальные службы.

 

Задачи, стоящие перед нами, достаточно сложные. Но мы знаем, что надо делать, и приложим для этого все усилия!

 

Спасибо за внимание!