Тезисы выступления прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на расширенном совместном заседании Совета Безопасности РТ и Антитеррористической комиссии в РТ 26 марта 2014 года
26.03.2014
Тезисы выступления прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на расширенном совместном заседании Совета Безопасности РТ и Антитеррористической комиссии в РТ 26 марта 2014 года

 

Уважаемые коллеги!

 

Итак, «диагноз» ясен. Могло быть и хуже, если бы мы с Вами не приняли неотложных мер. Это хорошая новость. Плохая - «болезнь» все еще находится в острой стадии.

Перейдём от проблем к действиям. Что следует предпринять?

 

Первый блок приложения усилий – организационно-политические и экономические меры.

Что я имею в виду?

1. Подготовка собственных квалифицированных кадров, подтянуть языковую подготовку, создание арабской языковой среды в процессе обучения, стипендии студентам (в Саудовской Аравии - $400, у нас от полутора до трех тысяч рублей). Дефицит кадров, некого ставить.

2. Нужен Фонд поддержки религиозных заведений, их содержание, оплата труда и поддержка (требуется 200 млн. руб. в год только на зарплату имамов). Многие порядочные имамы бедствуют, затем уходят.

3. Пропаганда самодостаточности собственной школы татарского Ислама, сформировавшейся в условиях поликонфессионального общества. У наших имамов и их сподвижников должна быть гордость за нашу религиозную традицию.

 

Следующий блок усилий – правоохранительные и совместные организационно-прикладные меры.

1. Неотложное - довести до конца дело по покушению на теракт в Нижнекамске и поджогу церквей. Воздать каждому по заслугам. Под это дело выкорчевать все ростки терроризма. То же по пробегам с флагами.

2. Принципиальная оценка малейшим нарушениям закона, неотвратимость ответственности.

3. Более твердая позиция при назначении наказаний (из 19 осуждённых лишь 6 приговорены к лишению свободы). Мною дано указание всем горрайпрокурорам требовать в суде только лишение свободы. Обращение к суду – пересмотреть практику назначения наказаний.

4. Кардинально улучшить уровень оперативно-розыскной деятельности (так, по упомянутому мною ранее делу на учете в ЦПЭ до возбуждения дела состояло лишь 6 человек из 22, и те оказались вне реального контроля).

5. Как показывают материалы «ракетного» дела, по прежним делам (Спиридонов и другие, Рыбно-Слободский Джамаат) правоохранительные органы недоработали, ограничились привлечением только некоторых, не отработали все связи. Многие остались без внимания и продолжали свою деятельность. Необходимо вернуться к прошлым делам и провести полный анализ материалов уголовных и оперативных дел.

6. Добиться возбуждения уголовных дел по всем фактам участия в боевых действиях за пределами России (пока только 8 дел).

7. Работа по аннулированию и запрету выдачи загранпаспортов лицам, склонным к участию в НВФ.

8. Установление всех лиц, обучавшихся Исламу за рубежом (от 300 по данным правоохранителей до 800 по данным ДУМ). Выяснить, где они работают, в каких мечетях, кто из них преподает в учебных заведениях и в каких, кто защитил диссертации? Проводить среди них соответствующую работу.

9. Установить какие мечети построены на зарубежные средства, остались ли какие-то обязательства, кто в них на сегодня исповедует. Установить посредников, через которые передавались деньги.

10. Проводить целенаправленную работу по финансированию экстремистской деятельности. Банки. Легализация. Подозрительные финансовые транзакции.

11. Добиться не только правильной постановки воспитательной работы, в том числе при отправлении религиозных обрядов, но и неукоснительного соблюдения законности в деятельности исправительных учреждений (есть отрицательные примеры по ИК-4 г. Нижнекамска и Чистопольскому СИЗО). В противном случае часть заключенных начинает искать защиты у уголовников, а другая – у религиозных радикалов, а затем примыкает к ним.

12. Координация и тесное взаимодействие на местах, вплоть до каждого сельского населенного пункта (сельский глава, участковый, директор школы, мулла). В районе - прокурор, Глава, нач. УМВД, подразделения УФСБ. Знать, что происходит в районе, отслеживать и вовремя пресекать опасные тенденции. Использовать потенциал всех контролирующих и регистрирующих (регулирующих) органов. Это особенно важно в работе с вредным влиянием миграционных потоков.

Мы вместе со Следственным комитетом заслушали расследуемые дела. Ряд преступлений стали возможны с попустительства должностных лиц. Предупреждаю, что мы будем ставить вопрос об их уголовной ответственности за халатность. Среди них могут оказаться и Главы. Имейте в виду, срочно примите соответствующие меры.

13. Еще один момент. Мечети строят, где хотят и кому вдруг пришло в голову. Потом содержать не могут, они пустуют, документов на них нет. И ДУМу, и Главам надо влиять на это правовыми методами.

 

И самое главное, всем ответственность брать на себя, работать без оглядки.

 

Спасибо за внимание!