Предлагаем вашему вниманию выступление Илдуса Нафикова на Первом открытом форуме Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и прокуратуры Республики Татарстан
24.05.2016
Предлагаем вашему вниманию выступление Илдуса Нафикова на Первом открытом форуме Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и прокуратуры Республики Татарстан

ВЫСТУПЛЕНИЕ

прокурора Республики Татарстан И.С. Нафикова

на Первом открытом форуме Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и прокуратуры Республики Татарстан

 

25 мая 2016 года, г. Казань

 

Уважаемые участники и гости форума!

 

По прогнозам многих авторитетных специалистов самым ценным ресурсом во второй половине 21 века станет вода. Треть населения земли уже сейчас испытывает дефицит пресной воды. Безудержное и беспечное хозяйствование, небрежное отношение к сохранению и приумножению водных запасов приводит к истощению, загрязнению водоёмов. Россия богато одарена в отношении воды, занимая 2-е место в мире по её запасам. Не обделена этими сокровищами и наша республика – у нас более 13 с половиной тысяч рек, ручьев и каналов, почти 12 тысяч озер, около 6 тысяч искусственных водоемов. Водой занято почти 6 % нашей территории. Это огромное богатство и наша задача передать его потомкам в хорошем состоянии, чистым и светлым.

Текущий год в республике объявлен годом водоохранных зон. Важнейшей составной частью вопросов водоохраны является проблема обеспечения доступа населения к береговой полосе и реализации нашими гражданами прав на бесплатный доступ к водным объектам общего пользования, предусмотренный в общих чертах 42-й статьёй Конституции и конкретно статьёй 6 Водного кодекса Российской Федерации. Вениамин Вениаминович уже подробно и конкретно отразил большую работу Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры по приведению водоохранных зон в нормативное состояние, а я, в свою очередь хотел бы остановиться на имеющихся проблемах правоприменения и возможных путях их решения.

Водный кодекс России, вступивший в силу с 1 января 2007 года, создал абсолютно новую юридическую реальность в сфере водопользования. Именно он определил, что земли береговой линии входят в состав водного объекта, что позволило юридически разграничить земли водного фонда и близлежащие земельные участки. На сегодня главная проблема, к которой привязаны все остальные – отсутствие четко установленной, откадастрированной береговой линии и соответственно зарегистрированных границ водных объектов на абсолютном большинстве водоемов республики.      

Понятно, что 20 метровая полоса вдоль береговой линии должна быть свободной от застройки и относится к землям водного фонда, ясно, что береговая линия устанавливается на реках и озёрах по среднемноголетнему уровню, а на водохранилищах по нормальному подпорному уровню воды. Но отсутствие зарегистрированной береговой линии и береговой полосы сведут на нет все попытки наведения порядка в вопросе доступности водных объектов.

Хочу отметить абсолютно правильную расстановку приоритетов правительством республики, министерствами земельных и имущественных отношений, экологии и природных ресурсов, управлением Росреестра и федеральной кадастровой палатой. Проделана огромная работа по определению фактических границ водных объектов в 10 муниципальных образованиях, определенных приоритетными, постановке на учет береговой линии, кадастрированию и подготовке к передаче в муниципальную собственность свободных земельных участков вдоль водных объектов, что позволит исключить в будущем их захват и присвоение. Я думаю, что в ближайшие 2-3 месяца эта работа будет закончена. Правительством России по инициативе республики 29 апреля принято постановление № 377, которым были внесены изменения в Правила определения береговой линии и границ водоохранных зон. Теперь субъект может самостоятельно корректировать границы водных объектов, исходя из их фактического местоположения.  

Журналисты, экологическая общественность часто задают вопросы – когда мы увидим бульдозеры, сносящие вдоль рек и озер незаконные заборы, беседки и бани? Это произойдет! Но, в первую очередь, мы должны добиться добровольного устранения нарушений закона всеми без исключения, а не просто принудительно и избирательно. А для этого должна быть достигнута юридическая ясность, проделана большая и незаметная правовая работа по учету всех объектов, регистрации их актуальных границ.

Возникает множество вопросов, которые могут быть разрешены только юридической, в основном судебной практикой. Что делать с объектами, возведенными до принятия Водного Кодекса? Нужно ли устанавливать публичный сервитут для земельного участка, который примыкает к водному объекту, для обеспечения права доступа и в какой форме это должно быть сделано? А как вообще может быть установлена 20-ти метровая зона, например для лодочных станций, где приоритетом является обеспечение сохранности судов? Кто будет следить за порядком и чистотой на береговой линии, которая по факту не является муниципальной (земли водного фонда), а ближайшего землепользователя мы от воды отогнали? Не получим ли мы еще большие проблемы, в том числе для водоема? Как быть с обрушающимися берегами, там, где через 5-6 лет фактическая береговая линия уйдет от установленной юридической? Как обеспечить свободный доступ к воде, если на протяжении километров все земля находится в собственности или пользовании и прохода к 20 метровой полосе нет? Считать ли правонарушением вынужденное самовольное берегоукрепление? И таких актуальных вопросов не один десяток. По сути, в области водопользования мы имеем дело с правовым минным полем, по которому мы, правоприменители, вынуждены передвигаться медленно и наощупь, чтобы не допустить социального либо экологического взрыва. 

При таких обстоятельствах я считаю абсолютно разумным применяемый сейчас в республике комплексный подход к проблеме приведения водоохранных зон водных объектов в нормативное состояние. Параллельно здесь развивается несколько направлений, объединенных единым планом и тесной координацией действий.

Во-первых, как я уже упомянул, осуществляются работы по определению реальных границ водных объектов и постановке их на учет.

Во-вторых, осуществляется совместная деятельность контролирующих и правоохранительных органов по выявлению типичных нарушений, определению форм и способов их пресечения, устранения и наказания виновных.

В-третьих, определяются зоны комфортного водопользования, осуществляется их планировка, подсчет денежных средств на благоустройство и развитие, определение юридических правил поведения в данных рекреационных зонах.

Принципиально важным считаю создание максимально благоприятных условий для быстрого, незатратного оформления разрешений по легальному водопользованию. Стоит подумать и над вопросом – так ли необходимо уничтожать все без исключения объекты, находящиеся в конфликте с действующим законодательством или имеется реальная возможность оформления на них разрешительной документации, использования для общественного благоустройства. Нужно создавать систему, при которой береговая полоса находится под присмотром близрасположенных образований – дачных товариществ, поселков, иных собственников или пользователей с возможностью доступа к ней иных граждан. Это цивилизованная форма использования доступных водных объектов.

В заключение хочу отметить – мы начали большую и долгую работу. Этим годом она точно не ограничится. Другим будет легче – они пойдут по уже разведанным и проторенным путям. Сейчас есть сложности, создается видимость отсутствия результатов, либо кажущийся дефицит политической воли к наведению порядка. Поверьте, это далеко не так, повторюсь, все нарушения будут выявлены и предприняты меры к их реальному устранению.

Спасибо за внимание.