Доклад прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на расширенном заседании коллегии прокуратуры Республики Татарстан по итогам работы за 2014 год
24.01.2015
Доклад прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на расширенном заседании коллегии прокуратуры Республики Татарстан по итогам работы за 2014 год

 

Уважаемый Рустам Нургалиевич! Уважаемый Сергей Петрович!

Уважаемые коллеги и приглашенные!

 

2014 год, итоги которого мы сегодня подводим, оказался особым по ряду знаковых для страны событий. Как никогда от нас требуется максимум усилий, которые мы должны приложить на достижение конкретного социального результата, реально влияющего на качество государственного и муниципального управления, правоохранительную деятельность и, как результат, улучшающего жизнь граждан.

***

Приоритетное значение приобретает надзор за соблюдением законов в сфере экономики, обеспечение наполняемости бюджетов, создание условий для добросовестной предпринимательской деятельности.

В республике в истекшем году отмечен рост налоговых поступлений почти на 15%. Их увеличение произошло, в том числе, в результате роста курса валют, фонда оплаты труда, увеличения оборота розничной торговли и по другим причинам. Сохраняется высокая налоговая задолженность (более 8 млрд. руб.) и недоимка (более 3,5 млрд.). Серьезными остаются риски убыточности компаний. Увеличение расходов организаций в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль является одной из основных проблем в условиях экономического кризиса, что требует от прокурорских работников, налоговых органов и отраслевых министерств совершенствования методов комплексного мониторинга в целях выявления рисков путем сравнения налоговой нагрузки, рентабельности и других финансовых показателей. До настоящего времени не решен вопрос о формировании полной базы таких объектов налогообложения, как земельные участки и объекты недвижимости. Много «незавершенки», которая годами фактически уже используется. Необходимо и далее продолжать деятельность рабочих групп по работе с недоимщиками при прокурорах городов и районов. По результатам их работы погашена задолженность в сумме 1,6 млрд. рублей. Вместе с тем, потенциал надзорного реагирования используется далеко не полностью. Так, одним из реальных рычагов органов прокуратуры повлиять на реальное пополнение бюджетов является санкционирование ареста имущества должников. Если прокуроры Лениногорска, Азнакаево, Вахитовского и Московского районов Казани активно применяли указанный механизм, то прокуроры остальных районов Казани, Бугульмы, Набережных Челнов и Елабуги не уделяли этому участку работы достаточно внимания. Парадоксальный факт – при росте налоговой задолженности и недоимки количество обращений налоговых органов за санкционированием ареста сократилось более чем в два раза! Этому вопросу мною будет учинен особый спрос: и с горрайпрокуроров, и с налоговых органов!

Президентом Владимиром Владимировичем Путиным в ежегодном послании Федеральному Собранию определены ключевые требования к бюджетным расходам: это  бережливость и максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учет текущей экономической ситуации. Поставлена задача – снижение издержек и неэффективных трат бюджета. В прошлом году прокурорами во взаимодействии с контролирующими органами выявлено более 4000 нарушений законности при расходовании финансов и закупках. Однако значимых нарушений, требующих уголовно-правовой оценки, прокурорами установлено лишь 51. Неэффективно сработали прокуроры Чистополя, Муслюмовского, Мензелинского, Черемшанского, Аксубаевского, Агрызского, Тетюшского районов.  А ведь прокуратура  может не только обеспечить привлечение виновных к ответственности, но и принудить их к возмещению причиненного вреда. Так, Нижнекамским городским прокурором  выявлен факт, когда директор учреждения социального обслуживания совместно с подчиненным сотрудником, используя служебное положение, путем обмана, через схему фиктивной поставки продуктов питания, похитили свыше 500 тыс. руб. денежных средств. По результатам расследования уголовного дела причиненный материальный ущерб возмещен в полном объеме. Расследование дел, где потерпевшей стороной выступает бюджет, должно находиться на особом контроле. Аппарату прокуратуры республики срочно разобраться в причинах приостановления в истекшем году производства 65 и законности прекращения расследования 24 дел.

В свете санкционных антироссийских мер особую значимость приобретают вопросы импортозамещения. Обращаю внимание прокуроров на необходимость постоянного мониторинга закупок, в том числе на предмет обоснованности приобретения зарубежной продукции при наличии отечественных аналогов и ее эффективного использования. Много необходимой продукции производится, в первую очередь, в нашем Татарстане. Её первоочередное приобретение удешевит транспортные и другие транзакционные издержки.

Не могу не упомянуть о предельно высоком  уровне снятия наличных денежных средств (десятки млрд. руб. по экспертным данным). Но работа прокуроров и правоохранительных органов по пресечению этой незаконной деятельности малоэффективна. По данным налоговых органов на территории республики действуют более 7000 «фирм–однодневок». Выявляемость же преступлений за незаконное образование таких юрлиц минимальна. За три года с момента введения соответствующей уголовной ответственности возбуждено лишь 14 уголовных дел, в прошлом году - 4. Это никуда не годится!

Обострилась проблема кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций. Используя пробелы правового регулирования, упущения в  контролирующей деятельности государственных органов, на наших глазах пышным цветом расцветают финансовые пирамиды, обещающие населению сказочные проценты на вложенные средства. По самым приблизительным оценкам, в республике указанными организациями привлечено у населения более двух миллиардов рублей. Нами проведена масштабная «инвентаризация» этих юрлиц, которых оказалось более 500. Из них порядка  70% по месту регистрации не находятся, и, где они осуществляют деятельность, непонятно.  Данный список направлен в МВД и Отделение Нацбанка для принятия адекватных «антиотмывочных» мер.

Надо сказать, что мы все вместе не дорабатываем в плане правового просвещения граждан, ведь не всегда государство может вмешаться в равноправные экономические отношения. Люди в надежде на легкие заработки несут свои деньги куда попало, не осознавая бремя возникающего в данном случае коммерческого риска и не думая о последствиях непродуманных инвестиций.

С учетом складывающейся обстановки прокурорам необходимо обратить внимание на факты невозврата в Российскую Федерацию денежных средств в иностранной валюте. Должны начать работать изменения в законодательстве, направленные на деоффшоризацию экономики.

***

Законность в сфере экономики и ее производительные стимулы неразрывно связаны с соблюдением и защитой прав субъектов предпринимательской деятельности. Мы уже не первый год говорим о необходимости новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов. Несмотря на это, по-прежнему, в их деятельности доминирует обвинительный уклон, допускаются нарушения прав предпринимателей. В прошлом году число проверок надзорными органами составило 54 тысячи, из них 75 % были внеплановыми. Последние беспокоят нас больше всего, почти треть из них заканчиваются ничем. «Рекордсменами» здесь являются МЧС, Управление государственного автодорожного надзора, Росреестр. Только «нервы треплют» бизнесу, отнимают время, вырывают из рабочего ритма, тратят бюджетные деньги. По подсчетам делового сообщества, государство и бизнес теряют на чрезмерном контроле почти 2 процента ВВП. Необходимо применять более цивилизованные методы – декларирование, аудит безопасности. Оказывать практическую помощь. Из ежегодного сводного плана нами исключено почти 8,5 тысяч проверок, или 52% предложенных. Требую от прокуроров городов и районов исключить привлечение к ответственности по малозначительным поводам, не влекущим угрозу жизни и здоровью людей.

Малый бизнес остро волнуют проблемы доступности финансирования и инфраструктуры. Особая роль в республике отводится созданию на местах индустриальных парков (всего их 38). В большинстве районов - положительные примеры. В тоже время в Агрызском, Бавлинском, Буинском, Кайбицком, Камско-Устьинском Менделеевском, Муслюмовском, Нурлатском, Рыбно-Слободском, Тетюшском, Тукаевском и Черемшанском районах эта работа пока «буксует». В 1 полугодии проверить исполнение законодательства, направленного на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства. Особое внимание обратить на реализацию муниципальных программ,  использование инфраструктуры, целевое использование субсидий, решение земельных и градостроительных вопросов, проработку муниципальных правовых актов.

***

На первый план сегодня выходят вопросы ценообразования. Нами, совместно с Управлением Федеральной антимонопольной службы, вскрыты случаи, когда некоторые хозяйствующие субъекты, пользуясь настроением граждан, необоснованно завышают цены на продукты питания. К примеру, только в декабре  возбуждены дела по признакам нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении торговых сетей «Агроторг», «Тандер», «Перекресток», «Ашан», «Зельгрос», «Метро кэш энд керри». Поводами к таким решениям послужили их согласованные действия к установлению наценок на гречневую крупу. Работа по выявлению и пресечению нарушений закона, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, ценовых сговоров  будет продолжена  и в новом году. Требует особого внимания незаконная деятельность сетей по ограничению доступа к покупателю местных товаропроизводителей.

***

В социальной сфере особое значение для людей имеет гарантированность их жилищно-коммунальных прав. Принятыми мерами удалось обеспечить высокий сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги, добиться снижения задолженности за потребленные коммунальные ресурсы. Вместе с тем, анализ ситуации выявил наличие проблем, требующих немедленного реагирования. Одной из них является хищническое отношение  отдельных организаций ЖКХ, которые после приватизации имущества не вкладывали каких-либо средств для модернизации оборудования и сетей. В погоне за максимальной прибылью они набрали долгов, довели предприятия до банкротства, а коммунальные сети – до ветхого состояния. Подобная ситуация сложилась в Верхнеуслонском и Бавлинском муниципальных районах и потребовала оперативного вмешательства органов государственной власти республики и прокуратуры, возбуждены уголовные дела. В Верхнем Услоне приступил к работе новый прокурор и активно взялся за наведение порядка. Того же я требую от прокурора Бавлинского района: довести начатое дело до конца, под Вашу персональную ответственность, Алексей Борисович! Почему Вы сидели и ждали нашего вмешательства? Или требуется оргштатное решение? Центральному аппарату внести свои кадровые предложения.

Проблема ЖКХ актуальна и для других районов республики. Прокурорам необходимо сосредоточиться на эффективности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, в том числе на ремонт и модернизацию объектов ЖКХ, своевременности расчетов с поставщиками энергоресурсов.

Большое количество жалоб граждан вызвано высоким начислением платежей на общедомовые нужды. Комиссионными обходами многоквартирных домов установлено, что основной причиной высокого начисления ОДН является вмешательство в работу индивидуальных приборов учета. Интернет «пестрит» предложениями и инструкциями по использованию специальных средств искажения учета. Эту деятельность необходимо решительно пресекать.

***

Уважаемые коллеги! В связи с празднованием юбилейной даты – 70-летия Великой Победы государство принимает беспрецедентные меры по поддержке ветеранов. Поручаю прокурорам обеспечить неукоснительное соблюдение законов об обеспечении их жильем, дополнительных выплатах. Оградить их от преступных посягательств всякого рода недобросовестных лиц.

***

Значительная работа проделана прокурорами по защите трудовых прав граждан. Результаты есть. По фактам невыплаты заработной платы дисквалифицированы 25 недобросовестных руководителей, в отношении 11 возбуждены уголовные дела. Однако еще не погашено 33 млн. руб. задолженности. Из них 23 миллиона в КамГЭСстрое Нижнекамска, немало – в Казани и Муслюмовском районе.

Снизилось число несчастных случаев на производстве, в том числе и со смертельным исходом. Безусловно, позитивную роль сыграло принятое совместно со следственным комитетом  решение о возбуждении уголовных дел  по каждому такому факту. Однако нас беспокоит сложившаяся судебная практика. Из 32 дел по нарушениям охраны труда и безопасности строительных работ 18 (более половины) судами республики были прекращены за примирением подсудимых с представителями потерпевшего. Это крайне сомнительно с правовой точки зрения, так как, помимо жизни и здоровья конкретных потерпевших, предметом посягательства служат государственные правила, регулирующие безопасность производства работ. Профилактический эффект при прекращении дел судами значительно снижается.

***

С учетом осложнения экономической ситуации в стране вопросы борьбы с преступностью приобретают первостепенное значение. Почти 40 000 жителей республики в прошлом году стали жертвами преступных посягательств, 808 из них погибли, 969 причинен тяжкий вред здоровью. Только установленный прямой материальный ущерб от преступлений составил четыре миллиарда рублей. Несмотря на незначительное снижение общего количества зарегистрированных преступлений на 3%, криминогенная обстановка остается напряженной и имеет тенденции к ухудшению. Возросло число тяжких и особо тяжких преступлений. На территории 18 муниципальных образований зарегистрирован рост уголовно-наказуемых деяний. Наиболее значителен он в Агрызском, Высокогорском и Мамадышском районах.   Серьезную тревогу вызывает резкий рост высокотехнологичных преступлений, различных видов мошенничеств с использованием банковской системы, сети Интернет, телефонной связи. Их раскрываемость мизерна. Низка раскрываемость краж автотранспорта. В целом в республике остается нераскрытым каждое второе из зарегистрированных преступлений.

В этих условиях настораживает пассивность ряда прокуроров в вопросах координации профилактической деятельности, их самоустранение от вопросов борьбы с преступностью. Мотивируя свою бездеятельность мнимой недостаточностью полномочий, эти прокуроры утрачивают позиции координатора общегосударственной деятельности по противодействию преступности, превращаются в фиксаторов-регистраторов. Анализ состояния преступности в этих прокуратурах зачастую низводится лишь до цифровых сравнений. Причины не выясняются. Не дается оценка эффективности и результативности реализации муниципальных программ профилактики преступности.

Как и в прошлые годы, прокурорами признаны незаконными каждое четвертое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. 5% всех преступлений первоначально были укрыты от регистрации и расследования, а уголовные дела возбуждены лишь после прокурорского вмешательства. Особо неблагополучное положение в Ново-Савиновском и Приволжском районах Казани, городах Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск.

Остро стоит вопрос о ресоциализации осуждённых. Из 20 тысяч лиц, совершивших преступления в минувшем году, 59 % составляют лица без определенного источника дохода, 52 % - ранее совершавшие преступления, а 36 % совершили их в состоянии опьянения.

Зафиксирована активизация организованных преступных формирований, характерных для республики в 90-е годы. Однако прокуроры зачастую не реагируют на нарушения, допускаемые в работе правоохранительных органов по их разобщению.

Генеральный прокурор Юрий Яковлевич Чайка при подведении итогов работы за 2013 год поставил перед прокуратурой республики задачу повышения качества расследования. Пользуясь присутствием на сегодняшней коллегии заместителя Генерального прокурора, докладываю, Сергей Петрович, что с этой задачей в целом мы справились. Принятые меры позволили уменьшить количество возвращенных судом на дополнительное расследование дел на треть. Однако оснований для самоуспокоения нет. Если глубже вникнуть в проблему, можно увидеть, что повышение качества расследования произошло только в связи с усилением прокурорского надзора. Руководители же следственных органов лишь «штампуют» дела, не замечая ошибок следователей. Я требую от прокуроров учинить взыскательный спрос с руководителей следственных органов и следователей за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Недопустимо ослаблен надзор за следователями Следственного комитета. Особую озабоченность вызывает расследование налоговых преступлений. В истекшем году до суда доведены лишь 17 уголовных дел из 120 материалов, поступивших из налоговых органов, а приговоров постановлено лишь 12. В результате органами следствия и судом взыскано в доход бюджетов только 232 млн. руб. из 1 600 млн., начисленных налоговиками (то есть всего-навсего по полтора рубля с каждого «червонца»). Требую от прокуроров найти средства и способы эффективно повлиять на следственные подразделения. Надо в корне переломить ситуацию! Это особо востребовано в современных экономических условиях.

3 января вступили в силу изменения в Уголовный Кодекс, в соответствии с которыми облегчены условия для возбуждения уголовных дел за незаконную организацию игорной деятельности. Их инициатором выступила наша республика. Казалось бы,  работа правоохранительных органов должна резко активизироваться. Однако мы наблюдаем противоположное: если за январь прошлого года было выявлено 270 игорных салонов, то в текущем - лишь 7. Прокурорам на местах срочно организовать совместную работу Следственного комитета и МВД.

На особом контроле прокуратуры республики находятся вопросы возмещения ущерба, принятия мер по обеспечению возможной конфискации имущества. Между тем, реальное возмещение составило лишь 13%. Самые низкие результаты в следственной части УВД Казани, правоохранительных органах Мамадышского, Ютазинского и Лаишевского районов, городов Альметьевск и Нижнекамск.  Отсутствие в делах мер по возмещению ущерба, установлению имущества обвиняемых, на которое может быть наложен арест, должно расцениваться как грубейшее нарушение прав потерпевших и безусловное основание для возвращения дела на дополнительное расследование. В каждом случае следователь и дознаватель должны рассматривать вопрос о наложении ареста на орудия преступления – будь то бейсбольная бита, которой наносили телесные повреждения, или автомашина, на которой вывозили похищенное, для обеспечения дальнейшей конфискации имущества в суде. Прокурорам с первых же надзорных мероприятий, а также при утверждении обвинительного заключения и в судебном процессе реагировать на выявляемые нарушения, добиваться соблюдения требований закона о конфискации имущества и возмещении ущерба от преступлений.

Требует переосмысления практика участия прокуроров в суде при рассмотрении ходатайств следователей об избрании мер пресечения, связанных с изоляцией от общества. Недопустимо занимать соглашательскую позицию при отсутствии оснований для ареста. В то же время, по уголовным делам об экстремизме и терроризме, преступлениях коррупционной направленности, против жизни граждан следует добиваться от органов расследования и суда избрания наиболее строгой меры пресечения.

Так, Советским райсудом в отношении Галимова, который обвинялся в участии в деятельности террористической организации «Хизб-ут-Тахрир», был избран домашний арест вместо предлагавшегося помещения его в следственный изолятор. В результате он в ходе рассмотрения дела судом скрылся, и его местонахождение в настоящий момент неизвестно.

Еще одним вопросом, требующим самого пристального внимания прокуроров, является особый порядок судебного рассмотрения уголовных дел. Уважаемые прокуроры! Вы все ознакомились с программным интервью Генерального прокурора Российской газете 12 января текущего года и обратили внимание на критичное восприятие им сложившейся практики рассмотрения дел в особом порядке и заключения досудебных соглашений о сотрудничестве. Такая же практика имеет место и в нашей республики. В особом  порядке судами рассмотрено 68% уголовных дел. Выборочное их изучение показало, что в каждом третьем деле имеются серьезные упущения, процессуальные ошибки, небрежность в оформлении документов. Сложились цепочки безответственности: следователи и дознаватели, «спустя рукава», расследуют дело, склонив подозреваемого и обвиняемого к согласию на особый порядок судебного рассмотрения - прокуроры, закрывают глаза на нарушения законности – суд выносит либеральные приговоры – аппеляционного обжалования не происходит. Всем удобно, кроме государства и общества. Ускорение уголовно-процессуальных процедур не должно являться самоцелью: необходимо тщательное проведение расследования и обеспечение вынесения справедливого приговора, адекватного личности преступника и совершенному преступлению.

***

Должен высказать нарекания по вопросам организации надзора за законностью исполнения уголовных наказаний. Куда смотрел Нижнекамский спецпрокурор со своими поднадзорными органами, когда имамом мечети в исправительной колонии № 4 Нижнекамска был избран отрицательно характеризовавшийся заключенный, связанный с бандподпольем Дагестана? Почему допустили, что там сформировалась радикально настроенная салафитская ячейка, куда вовлекались другие осуждённые, впоследствии вошедшие в состав террористического сообщества «Чистопольский джамаат», осуществившие в конце 2013 года запуски ракет в сторону «Нижнекамснефтехима» и поджоги церквей? Там же были безобразия и с условно-досрочным освобождением. В отношении спецпрокурора мы приняли оргмеры, но у меня есть претензии ко всем подразделениям республики, работающим на этом участке надзора. Почему не исполняется решение координационного совещания о привлечении к уголовной ответственности так называемых «воров в законе» и находящихся в исправительных учреждениях Татарстана их «смотрящих»? В чем причины роста суицидов в местах лишения свободы? Как стала возможной вспышка туберкулеза на 27% в исправительных колониях республики? До каких пор будет продолжаться снижение результатов производственной деятельности и обеспечения труда осуждённых? Одни вопросы, пока без ответа. Где руководящая роль аппарата прокуратуры республики? Ведь замечания не первичны, проблемы носят системный и длительный характер и уже привели к замене прокуроров по надзору за исправительными учреждениями. Аппарат, несмотря на критику, не перестраивает работу. Или уже не может перестроить? Александр Петрович, мой старший помощник по этим вопросам, и Вы, Фарит Хабибуллович, мой заместитель, возглавляющий это направление работы, в состоянии ли Вы исправить положение? Требую пересмотреть свое отношение к делу, организовать надлежащую работу, или я пересмотрю свое отношение к Вам.

***

Серьезную обеспокоенность вызывает распространение наркотиков и психотропных веществ. Несмотря на увеличение выявленных наркопреступлений, недостаточно внимания уделяется профилактической составляющей. Необходимо обратить особое внимание на деятельность органов местного самоуправления, на которые в соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента, возложена основная обязанность по организации и осуществлению этой работы. Отдельного внимания требует проблема новых синтетических средств. Необходимо  обеспечить качественный мониторинг за развитием ситуации, усилить надзор за работой ответственных органов, не упуская драгоценного времени. За этим стоят здоровье и сама жизнь людей и, прежде всего, молодого поколения.

***

Не могу обойти вниманием проблемы несовершеннолетних. Крайне актуальна их защита от преступных посягательств, а также недопущение вовлечения в преступную деятельность. Права несовершеннолетних должны быть защищены. Особо уязвимы права детей-сирот. В полной мере должно быть реализовано право ребенка на образование, именно здесь закладываются основы личности. В то же время в некоторых школах работали ранее судимые педагоги: 18 уволены по требованиям прокуроров. На местах надо разобраться с этим безобразием!

***

Состояние законности и сложившаяся экономическая ситуация диктуют необходимость рассмотрения многих складывающихся правоотношений через призму противодействия коррупции, которая тормозит экономическое развитие, снижает инвестиционную привлекательность, препятствует реализации прав граждан. По результатам надзорных мероприятий в истекшем году прокурорами вскрыто около 5 тыс. коррупционных нарушений. В то же время серьезного внимания требует организация деятельности всех правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупционными преступлениями, выявление которых снизилось почти на 29%. Прокуроры как координаторы борьбы с преступностью и коррупцией должны нацелить все правоохранительные органы на выявление системных коррупционных схем и механизмов.

***

Глобальную угрозу представляют проявления терроризма и экстремизма. Цена вопроса – суверенитет и территориальная целостность государства. «Если для ряда европейских стран национальная гордость - давно забытое понятие, а суверенитет - слишком большая роскошь, то для России реальный государственный суверенитет - абсолютно необходимое условие ее существования», – заявил Президент Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Выявление террористических и экстремистских преступлений в большинстве случаев носило превентивный характер, многие из них были пресечены  на стадии покушения или приготовления. Активизация работы в выявлении этих высоколатентных преступлений налицо.

В то же время, в деятельности правоохранительных органов имелись просчеты в установлении источников и каналов финансирования терроризма и экстремизма. Изучение конкретных дел свидетельствует, что в условиях несвоевременной оценки имеющейся оперативной информации и запоздалого реагирования радикально настроенные лица могут длительное время заниматься незаконной коммерческой деятельностью и использовать полученный доход в целях совершения террористических актов. Этим недостаткам в том числе  способствует не всегда качественный прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Наличие в делах оперучета непроверенной и нереализованной оперативной информации о подобных фактах должно стать поводом для незамедлительного принятия мер прокурорского реагирования. Особой бдительности я требую от прокуроров и правоохранительных органов закамских и юго-восточных городов и районов республики.

Во втором полугодии участившиеся групповые драки с участием представителей различных национальностей Кавказа и Средней Азии показали всю остроту проблемы. Помимо того, что такие конфликты чреваты вовлечением в них большого числа участников и массовыми беспорядками, их рост свидетельствует о развитии у приезжих пренебрежительного отношения к российскому законодательству и культуре, уверенности в своей безнаказанности. Неприемлема позиция, при которой указанные события рассматриваются как обычное нарушение общественного порядка без глубокого выяснения и устранения их причин. Мгновенное реагирование в виде возбуждения уголовного дела, установление всех причастных, мера пресечения только арест и самый жесткий из возможных приговоров – вот единственный рецепт противостоять этой угрозе.

Необходимо пресекать и неонацисткие группы, работать с примыкающими к ним субкультурами, в том числе футбольными фанатами. Их количество в социальных сетях существенно возросло. Отмечается активизация деструктивных псевдорелигиозных организаций. Нужны новые подходы в предупреждении их антисоциальной деятельности.

В этом году город Казань принимает Чемпионат мира по водным видам спорта. В связи с этим актуальным становится вопрос обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов проведения общественно-политических, спортивных, культурных мероприятий и иных мест массового пребывания людей, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры.

***

В начале лета стартуют избирательные кампании по выборам Президента республики и депутатов представительных органов местного самоуправления. Необходимо обеспечить режим законности, защищенность избирательных участков, их доступность для маломобильных групп населения. Особое внимание обратить на сохранение социальной стабильности, не допустить дестабилизации обстановки.

***

За первый полноценный год моей работы в качестве прокурора республики мы особое внимание уделяли работе с кадрами, именно здесь видя резервы роста и совершенствования прокурорского надзора. Изменившиеся критерии отбора кандидатов для прохождения службы, коллегиальное тестирование кандидатов, усиление требований по линии собственной безопасности, активизация и деформализация работы аттестационной комиссии, наставничества, пересмотр требований к резерву на выдвижение, ротация прокуроров – вот неполный перечень сделанного за год.

Усиленное внимание мы уделяли и соблюдению требований  служебной этики. К сожалению, по результатам служебных проверок нам пришлось расстаться с рядом сотрудников. В этих вопросах прокуратура республики занимала и будет занимать принципиальную позицию.

Прокурорский корпус все более отвечает современным требованиям. Наши сотрудники принимали активное участие в оказании практической помощи прокуратуре Крыма и были поощрены госнаградами. Сегодня кадровый состав органов прокуратуры укомплектован подготовленными, грамотными и компетентными специалистами. Наши работники высоко ценят службу в органах прокуратуры. Обращаю внимание прокуроров на необходимость максимально бережного отношения к кадрам и постоянной каждодневной работы по повышению профессионального уровня подчиненных, формированию здоровых и эффективных коллективов.

***

Уважаемые коллеги!

Завершая доклад, еще раз акцентирую Ваше внимание на том, что главное предназначение прокурорского надзора - в обеспечении защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства. И работать мы должны так, как написано в старинном наставлении для прокуроров, «чтобы злодеям был страх, а добрым людям - покровительство».

Спасибо за внимание!