Интервью прокурора Татарстана Илдуса Нафикова журналу "Наш дом Татарстан"
30.04.2014
Интервью прокурора Татарстана Илдуса Нафикова журналу "Наш дом Татарстан"

Миграция

КОТОРЫЕ ТУТ ВРЕМЕННЫЕ, НЕЛЕГАЛЬНЫЕ? СЛАЗЬ! КОНЧИЛОСЬ ВАШЕ ВРЕМЯ! 

Прокурорский взгляд на незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан   

 

В чем опасность неконтролируемой, непрофессиональной миграции? Какой основной фактор способствует распространенности миграционных нарушений? Почему патентная миграция псевдолегальная и ее надо срочно отменять либо существенно ограничивать? В связи с чем государственная миграционная политика должна стимулировать приток не дешевой, а в первую очередь - высококвалифицированной рабочей силы? 

На эти и другие актуальные вопросы, связанные с нелегальной миграцией, отвечает прокурор Республики Татарстан Илдус НАФИКОВ.  

 

- Илдус Саидович, какие проблемы, связанные с активным привлечением иностранной рабочей силы, вышли сейчас на первый план?   

- Всем известна низкая квалификация иностранной рабочей силы. Производимые мигрантами товары и услуги ставят под угрозу жизни потребителей. Так, весной прошлого года маршрутный автобус под управлением гражданина Кыргызстана на полном ходу влетел в остановку общественного транспорта на одной из улиц Казани. В результате дорожно-транспортного происшествия погибли три человека, еще пятеро получили тяжкие телесные повреждения.

Динамичные неконтролируемые миграционные потоки являются идеальным прикрытием для эмиссаров, направляемых экстремистскими организациями в целях дестабилизации ситуации в республике и ведения террористической деятельности. Трагичным примером конца прошлого года стали поджоги церквей и запуск самодельных неуправляемых ракетных снарядов в сторону объектов «Нижнекамскнефтехима». По версии следствия, один из приверженцев экстремистских течений, причастный к этим преступлениям, без труда неоднократно перемещался через государственную границу и приезжал в республику. Однако, несмотря на дерзость совершенных преступлений, эти события еще больше сплотили представителей различных национальностей, проживающих в Татарстане.  На сегодняшний день по данным фактам возбуждено уголовное дело по ст. 205 («Террористический акт») и ч.ч. 1, 2 ст. 205.4 УК РФ («Организация террористического сообщества и участие в нем»). Борьба с нелегальной миграцией мерами прокурорского реагирования – это оружие противодействия экстремизму, первый заслон его проявлениям, один из инструментов пресечения распространения его идей.

 

- В чем опасность неконтролируемой, непрофессиональной миграции?  

- В создании предпосылок для нестабильности и будущих конфликтов, социальных, межнациональных и межконфессиональных взрывов, в подрыве здоровой экономической конкуренции (не каждый может получить разрешение на дешевую рабочую силу, на иммунитет от закона, на безнаказанность от кабальных условий труда) и, наконец, в размывании нашей многонациональной российской культуры, в создании условий и почвы для коррупции, которая распространилась в России не из-за экономических преобразований, а вследствие утраты наших традиций и основ общественной жизни. Мы все помним, откуда появились «шабашники» и «рыночники» в советское время, исполнители разорительных операций с банковскими авизо в перестроечную эпоху, и сами не заметили, как осуждаемое стало привычным.

 

- А вы можете назвать причины столь быстрого «поглощения» страны чуждыми нашей культуре миграционными потоками? 

- Во-первых, экономическая легкость ведения дел для «прикормленного» бизнеса, колоссальная экономия на затратах. Отсюда – мы должны сделать миграционный «бизнес» дорогим, в том числе правоприменительными средствами.

Во-вторых, терпимость и толерантность в защите наших традиционных устоев. Значит, мы должны проявить непреклонность и твердость.

В-третьих, что манит незаконную миграцию, - коррупция, которая делает возможным неравноправие субъектов экономической деятельности в привлечении рабочей силы разной стоимости и применении дешевых юридических форм ее использования, таких как гражданско-правовые договоры, аутсорсинг и аутстаффинг.

 

- Отвечают ли за свои поступки работодатели, незаконно привлекшие к трудовой деятельности иностранных граждан? 

- Надо отметить, что основной фактор, способствующий распространению миграционных нарушений, – это недобросовестная деятельность работодателей, использующих нелегальный труд мигрантов.

В 2013 году в республике за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении работодателей возбуждено 1800 административных дел по статьям 18.15-18.17 КоАП РФ. На наш взгляд, также должна быть законодательно установлена ответственность работодателя за приглашенного в страну работника, поскольку нередко иностранные граждане по завершении срока разрешения на работу остаются в России на нелегальном положении. В случае прекращения трудового договора работодатель должен нести ответственность за выезд работника из страны пребывания.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что, помимо использования труда лиц, не имеющих на то разрешения, в настоящее время, зачастую в нарушение требований закона, используется схема привлечения иностранцев через так называемый аутсорсинг (аутстаффинг). Этот механизм представляет собой заключение не прямого трудового договора с иностранцем, а привлечение его к труду через стороннюю организацию. Именно эта схема использовалась в Набережных Челнах, когда в ходе производства строительных работ при взрыве парогенератора погибли двое иностранных граждан.

Новым направлением противодействия нелегальным миграционным потокам является подготовка исковых заявлений о взыскании с работодателей, незаконно привлекших к трудовой деятельности иностранных граждан, убытков, причиненных Российской Федерации, связанных с содержанием и выдворением указанных граждан (содержание из расчета 136 рублей за сутки и стоимость авиабилетов). Так, органами прокуратуры республики направлено в суды 4 таких иска на общую сумму 97 тысяч 165 рублей.

 

- Сотрудники правоохранительных органов и санитарные врачи бьют тревогу: иностранные граждане, оформившие патент для осуществления трудовой деятельности, фактически не проверяются контролирующими органами, не проходят никакого медицинского освидетельствования.  

- Именно эта категория иностранных граждан вызывает особую озабоченность, стабильно пополняет ряды нелегальных мигрантов! Правовой институт патентной миграции появился лишь в 2010 году. Любой иностранный гражданин может дать заявку на его получение без всяких мотивов. Для экономического развития страны это совершенно бессмысленно. По сути, это -  псевдолегальная миграция. Патентную миграцию, на наш взгляд, надо срочно отменять либо существенно ограничивать. Свои предложения в разрабатываемый Правительством Татарстана проект Федерального закона мы уже дали.

Канал трудовой и патентной миграции зачастую используется для первичной легализации иммигрантов с последующим переходом их в сферу нелегальной миграции.

Потребности в дешевой нелегальной рабочей силе для нужд теневой экономики до последнего времени фактически определяли государственную миграционную политику. Квота на использование иностранной рабочей силы формировалась на основе заявок работодателей. В свою очередь подача заявок многими из официальных работодателей инициировалась преступными группами, специализирующимися на организации незаконной миграции (официальные работодатели использовались лишь для прикрытия, фиктивного оформления). Активность же специализирующихся на организации незаконной миграции преступных групп обуславливалась реальными потребностями других определяющих структур теневой экономики в дешевой рабочей силе.

 

- Патентами, как известно, пользуются мигранты, которые не имеют образования, квалификации, впрочем, таких приезжих у нас большинство.    

- Поэтому и назрела острая необходимость в пересмотре основ и принципов государственной миграционной политики, которая должна стимулировать приток не дешевой, а в первую очередь высококвалифицированной рабочей силы: ученых, изобретателей, инноваторов, рабочих специальностей высших разрядов. Экономический выигрыш от использования дешевой рабочей силы временный, причем с закладкой огромного пласта социальных и экономических проблем на будущее. В стратегическом же плане необходимо восполнять недостаток рабочей силы увеличением оплаты труда своих граждан. Это даст в дальнейшем состоятельного потребителя (средний класс), который реализацией своих трудовых доходов будет в свою очередь стимулировать развитие общественной экономики. Необходимо проводить работу по подготовке собственных высококвалифицированных кадров, расширению сети начального профессионально-технического образования. Сегодня крайне востребованы сварщики, фрезеровщики, токари, другие рабочие специальности.

 

- Еще один известный путь легализации нежелательных миграционных потоков - через сельскую местность.  

- Ключевую роль здесь играют главы сельских поселений. Без выданной ими справки о фактическом проживании жильца ни один отдел УФМС не зарегистрирует лицо по месту жительства или месту пребывания. Так, в селе Шумково Рыбнослободского района республики за последние годы были зарегистрированы 24 гражданина Таджикистана в доме площадью 36 квадратных метров, которые фактически проживают в других местах. А всего там четыре таких дома. После избрания нового главы ни одной новой регистрации допущено не было. Почему? Потому что он усилил контроль пребывания лиц на территории местного самоуправления и требования к выдаче таких справок, которые ранее подписывались без всякой проверки. Сейчас вопрос снятия с незаконного регистрационного учета ранее поставленных лиц решается в судебных органах.

УФМС – формальный орган, который принимает решения по установленному перечню предъявленных документов. А главу поселения никто обязать выдать справку не может. Это вопрос факта, не права, он не может быть обжалован в судах.

К настоящему времени во многих поселениях Татарстана созданы общественные советы, куда входят глава сельского поселения, участковый уполномоченный полиции, директор школы, представитель духовенства (мулла или батюшка), которые на местах контролируют ситуацию, еженедельно докладывают ситуацию главе района.

- Какая задача стоит перед прокуратурой? Как она может противодействовать нелегальной миграции в Татарстане? 

- Прокурорам необходимо путем координации действий всех правоохранительных органов и соответствующего взаимодействия с контролирующими, государственными и муниципальными органами:

- выявлять имеющиеся на поднадзорной территории национальные анклавы, владеть полной информацией об их численности, лидерах, источниках доходов, наличии законных оснований для нахождения в стране и трудовой деятельности, обеспечить контроль законности их деятельности;

- исключить возможность безнаказанного нарушения закона представителями этих анклавов и оказания им какого-либо покровительства органами публичной власти;

- обеспечить привлечение к ответственности по каждому факту предоставления жилого помещения, транспортного средства, оказания иных услуг лицам, находящимся в России с нарушением установленного порядка, не только физических и должностных, но и юридических лиц, штрафы в отношении которых окажутся весьма действенным средством предупреждения нарушений; результаты принятых мер освещать в СМИ;

- организовать выявление путем изучения дел оперативного учета, проведения заслушиваний и совещаний с оперативными органами проживающих на поднадзорной территории лиц, осуществляющих пропаганду радикальных идей, и лиц, попавших под их влияние;

- организовать сбор полной информации о них: месте жительства, работы, учебы, составе семьи, источнике дохода, его законности, наличии недвижимости и транспортных средств, наличии судимости и испытательного срока, деятельности в интернете, законности пребывания или проживания;

- при выявлении фактов правонарушений обеспечить документирование и направление материалов в компетентные органы для привлечения к юридической ответственности, вплоть до уголовной, обеспечив принцип ее неотвратимости; результатом принимаемых мер должно стать создание юридически неблагоприятной среды обитания для лиц, склонных к экстремизму, и нарушителей миграционного законодательства.

Требуется усилить контроль за целями въезда иностранных граждан. Министерство труда республики и Государственная инспекция труда в РТ должны обеспечить законность заключения трудовых договоров, исполнение работодателями трудового законодательства, проверять соблюдение условий принятия заявок на привлечение к труду иностранных граждан. Органами Роспотребнадзора должен быть обеспечен эффективный контроль условий труда и проживания мигрантов. Трудовые права легальных мигрантов должны соблюдаться.

 

- И самая сложная из миграционных проблем -  внутренняя миграция из регионов Северного Кавказа.  

- Здесь весьма тонкая грань – это граждане нашей страны, но кардинально отличающиеся своей культурой от жителей Центральной России и Поволжья. То, что мы оцениваем как хорошее человеческое качество (например, доброту, отзывчивость), они порой воспринимают как слабость. Неблагоприятные тенденции в сфере внутренней миграции отмечены в Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. Эти процессы зачастую остаются вообще бесконтрольными.

Материалы уголовного дела о деятельности преступного сообщества «29-й комплекс» в городе Набережные Челны показывают, что к началу 2000-х годов преступное сообщество, руководимое этническими чеченцами, контролировало Волжский автозавод в Тольятти. Ими же был спланирован раскол в главном преступном сообществе Набережных Челнов с целью проникновения на заводы КАМАЗа, а через них – и на Горьковский автозавод Нижнего Новгорода, в котором топ-менеджмент был представлен большинством выходцев с КАМАЗа.

Сейчас похожие анклавы формируются во многих населенных пунктах центральной России. Особенно уязвимы в этом плане малые города и сельские населенные пункты. Наглядное подтверждение этому – события в Нурлате Татарстана, Белорецком районе Башкортостана, Пугачевском районе Саратовской области, где резко обострились и вышли наружу конфликты местного населения с приезжими из регионов Северного Кавказа. Во всех этих случаях недовольство местного населения было спровоцировано сращиванием правоохранительных и муниципальных органов с лицами, недавно мигрировавшими из указанных мест. Во всех случаях по результатам выявления причин межнациональных конфликтов были приняты организационные меры по смещению с занимаемых постов ответственных должностных лиц. Во всех случаях были усмотрены «особые» отношения, которые можно отнести к коррупционным. Только после проявления этих конфликтов территориальные подразделения Федеральной миграционной службы РФ и Министерства внутренних дел РФ выявили нарушения при проживании граждан без регистрации по месту жительства. Вопросы, связанные с внутренней миграцией, вообще не проверялись.

Возможности правового регулирования внутренней миграции, конечно же, ограничены. Наиболее эффективными здесь могут быть действия как органов государственного и муниципального управления по устранению коррупционных факторов и иных дефектов управления на местах, так и правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, экстремизмом и подрыву их нелегальной экономической базы.

 

- Одной из главных проблем в борьбе с нелегальной миграцией остается отсутствие эффективной системы учета миграционных потоков.  

- По инициативе Президента Республики Татарстан организована система межведомственного взаимодействия с использованием ресурсов Государственного информационного центра Республики Татарстан. Многофункциональный центр организует миграционный и регистрационный учет и направляет информацию о возможных местах пребывания нелегальных мигрантов и вновь прибывших в города и другие населенные пункты республики.

Информационная база формируется посредством регистрации мигрантов и иных прибывших лиц в многофункциональном центре, а также из сведений, поступающих из мест пребывания - гостиниц, управляющих компаний, ТСЖ, органов местного самоуправления, вплоть до сельских поселений, которые направляют информацию в УФМС по РТ посредством системы о временном пребывании мигрантов и прибывших лиц.

Указанная информационная база создана для использования правоохранительными и контрольно-надзорными органами при проведении проверок. На сегодняшний день технические вопросы уже решены, прорабатываются организационные моменты.

Перед нами сегодня стоит важная задача - поставить жесткий заслон нелегалам. Необходимо привлекать к ответственности те предприятия и администрации, которые нарушают требования законодательства и приглашают мигрантов, у которых закончился срок пребывания на нашей территории. К работе по противодействию нелегалам должны быть подключены и муниципальные органы, и специальные службы.

Задачи, стоящие перед нами, достаточно сложные. Но мы знаем, что надо делать, и приложим для этого все усилия!

Наиля БИЛАЛОВА

Фото пресс-служба Прокуратуры РТ, Наталья ВЯТКИНА

 

Таблица №1

Из каких стран ближнего и дальнего зарубежья едут мигранты на заработки в Татарстан (По данным УФМС России по РТ за 3 мес. 2014 г.): 

 

Из стран ближнего зарубежья лидируют: Узбекистан (33,7%), Таджикистан (11,7 %), Азербайджан (5,4%), Украина (4,5%), Кыргызстан (4,5%)

Из стран дальнего зарубежья лидируют: Турция (6,9%), Германия (4,3 %), Италия (1,3%), США (1,3%) КНДР (1,0%)

 

Таблица №2

Какая миграция преобладает в Татарстане (По данным УФМС России по РТ за 3 мес. 2014 г.): 

 

Частная 56,6%

Трудовая 20,7%

Деловая поездка 11,4%

Обучение 3,4%

Туризм 3,3%

 

Таблица №3

Количество оформленных разрешений на привлечение и использование иностранных работников в Татарстане (По данным УФМС России по РТ): 

 

2009 год – 266 на 2701 чел.

2010 год – 193 на 1701 чел.

2011 год – 217 на 3103 чел.

2012 год – 205 на 3802 чел.

2013 год – 271 на 6 102 чел.

 

Таблица №4

Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами в Татарстане (По данным УФМС России по РТ): 

 

2010 год - 341 

2011 год – 444

2012 год – 395

2013 год – 359

 

Источник: http://www.an-tat.ru/zhurnal-nash-dom-tatarstan/

Журнал "Наш дом Татарстан" №2 (028) апрель 2014 года.