Выступление прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на заседании Совета при Президенте РТ 26 марта 2014 года
26.03.2014
Выступление прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на заседании Совета при Президенте РТ 26 марта 2014 года

 

Тезисы выступления прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на заседании Совета при Президенте РТ 26 марта 2014 года

 

Тема: "Об эффективности принимаемых в Республике Татарстан профилактических мер в целях пресечения нарушений законодательства при использовании бюджетных средств и распоряжении имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности» 

 

Уважаемые коллеги!

 

У коррупции 3 питательных источника: плохая организация труда, беззаконие и закрытость от населения. Следовательно, бюрократические процедуры должны стать более производительными и эффективными, «правила игры» строго обеспечиваться, а недостатки выводиться «на чистую воду». Тогда навыки «ловкача» и «проныры» отойдут на второй план, а бренд порядочного и надежного работника госаппарата станет настоящей ценностью. Поэтому обеспечение соблюдения законности является наиважнейшим фактором противодействия коррупции, на чем сосредоточена деятельность прокуратуры.

 

Особое внимание при исполнении межведомственного плана мероприятий было уделено вопросам целевого расходования бюджетных средств. Так, Нижнекамским городским прокурором проверкой целевого расходования средств федерального и республиканского бюджетов на реализацию программы «Социальное развитие села» выявлены факты подделки документов, ставших основанием для предоставления государственной поддержки на сумму более 1,2 млн. рублей. За злоупотребление должностными полномочиями и служебный подлог осуждён глава Красно-Кадкинского сельского поселения Шайхмарданов, исковое заявление прокурора о взыскании с него ущерба удовлетворено.

 

Анализ выявленных в сфере закупок нарушений показывает, что в свою угоду недобросовестные чиновники попирают законодательно заложенные принципы прозрачности таких процедур, что влечет за собой ограничение конкуренции и включение в итоговую стоимость продукции размера незаконного вознаграждения. При проведении конкурсов их недобросовестные участники используют пробелы и несовершенство закона. Вследствие предпринятых мер в 2013 году снизилось как общее количество контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками республики по итогам несостоявшихся электронных аукционов с единственным поставщиком, так и их доля с 46 до 22%.

 

Вместе с тем, нарушения в этой сфере до конца не устранены. Продолжают фиксироваться факты размещения заказов вне установленных конкурсных процедур либо с их нарушением. Так, прокурорами городов Казани, Набережные Челны, Зеленодольска, Алькеевского, Дрожжановского, Менделеевского районов выявлены факты заключения органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями договоров на поставку, выполнение, оказание в течение квартала одноименных товаров, работ, услуг без проведения процедур размещения заказов, с превышением предельного размера расчетов наличными деньгами. Выявлены многочисленные случаи дробления заказчиками муниципальных закупок на мелкие суммы с целью исключения необходимости проведения торгов или запросов котировок. Благоприятную почву для правонарушений создает неудовлетворительное состояние контрольной деятельности в сфере размещения заказов и финансового контроля использования бюджетных средств. Пробуксовывают и правоохранительные органы, которыми в истекшем году возбуждено лишь 11 уголовных дел данной категории, что не отражает реальную картину. По оперативным данным латентная, скрытая преступность в разы превышает указанные цифры.

 

Как образно выразился Владимир Соловьев, борьба с коррупцией в России – наш национальный вид спорта. Борются все, а счет до сих пор так и не открыт.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе …». Надеюсь, это позволит контролирующим органам принимать упреждающие меры реагирования еще до стадии перечисления бюджетных средств поставщикам.

 

Практика прокурорского надзора свидетельствует о распространенности нарушений при использовании и распоряжении государственным и муниципальным имуществом. В деятельности органов местного самоуправления выявлены многочисленные нарушения требований закона о защите конкуренции при предоставлении государственного и муниципального имущества в пользование третьих лиц. Так, Палата имущественных и земельных отношений Новошешминского муниципального района без проведения торгов передала ИП Краснову в аренду здание для хранения и переработки вторичного сырья общей площадью 112 кв.м.

 

Палата имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района заключила договор аренды с ООО «Благоустройство», в соответствие с которым передала обществу муниципальное имущество – перерабатывающий цех общей площадью 276 кв.м, гараж площадью 37 кв.м, навес площадью 49 кв.м, административное здание площадью 37 кв.м.

 

В нарушение требований закона об оценочной деятельности допускаются факты  предоставления муниципального имущества в аренду, доверительное управление без обязательного проведения его оценки. Зачастую оно используется без оформления документов, не всегда государственные и муниципальные предприятия и учреждения принимают меры по государственной регистрации вещного права. Несвоевременно погашается и задолженность по арендной плате. Претензионно-исковая работа органами местного самоуправления ведется ненадлежащим образом.

 

Прокуроры неоднократно выявляли, что государственные и муниципальные учреждения отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ними имущества  в средствах массовой информации не публикуют. Так, только после вмешательства Бавлинского городского прокурора во исполнение решения суда Бавлинский аграрный колледж и еще 6 учреждений опубликовали в средствах массовой информации либо в сети Интернет отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ними имущества.

 

Значительное количество нарушений выявляются прокурорами в сфере землепользования. Большинство районов республики имеют дотационные  бюджеты. При этом сложилась практика предоставления права аренды на земельные участки не с использованием  полноценной процедуры проведения торгов, а путем заключение договора аренды с единственным лицом, написавшим заявление. Местные бюджеты в результате данных нарушений недополучают значительные денежные средства. Ежегодная арендная плата  с использованием указанной процедуры составляет  0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, как правило, менее 100 рублей, а теряются миллионы. Именно за эти и другие нарушения по представлению прокурора был освобождён от занимаемой должности Руководитель исполкома Камско-Устьинского муниципального района. Главе муниципального образования необходимо сделать из этого соответствующие выводы.

 

Прокурорскими проверками в 2012-2013 годах были инициированы уголовные дела в отношении должностных лиц сельских поселений, которые незаконно выдавали муниципальные земли. Но работа, еще не завершена – надо довести до логического завершения процедуру возврата этих земель. На сегодня по исковым требованиям прокуроров возвращены 122 земельных участка и лишь 10 - по искам исполнительных комитетов Рыбно-Слободского, Зеленодольского и Верхнеуслонского районов. Органы местного самоуправления других районов вообще бездействовали.

 

Должен предъявить претензии и к следственным органам. Уважаемые коллеги, вы оставили нерешенным вопрос с теми, кто получил эти земли. Если главы поселений незаконно раздавали земли, а кто-то их незаконно получал, то они  выгодоприобретатели, а все вместе – соучастники в мошенничестве. По сути, приобретатели земельных участков такие же преступники и так же должны привлекаться к уголовной ответственности, независимо от чинов и званий.

 

В Казани и республике проходит «Народная инвентаризация». Это крайне важная инициатива, которая позволит сделать прозрачным рынок земли и иной недвижимости, обеспечить равные конкурентные условия для развития бизнеса и проявления предпринимательской инициативы. Так же как на производстве все должно быть подчинено целям маркетинга, так и в обществе все должно быть направлено на мотивацию предпринимательского духа. И наоборот, так же как на производстве должно убираться все лишнее, что тормозит продвижение продукции до потребителя, так и в обществе должно отсекаться все, что мешает развитию предпринимательского духа. А значит, посадки неизбежны…

 

Спасибо за внимание!