Выступление прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на заседании Совета при Президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям 17 декабря 2013 года
17.12.2013
Выступление прокурора Республики Татарстан Илдуса Нафикова на заседании Совета при Президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям 17 декабря 2013 года

 

Тема: «Соблюдение законодательства и прав граждан в условиях увеличения миграционных потоков»

 

Уважаемые коллеги!

 

Опасность неконтролируемой, непрофессиональной миграции не в статистическом количестве преступлений (мигрантов никто не знает, их трудно поймать, допросить и узнать истину), а:

- в создании предпосылок для нестабильности и будущих конфликтов, социальных, межнациональных и межконфессиональных взрывов,

- в подрыве здоровой экономической конкуренции (не каждый может получить разрешение на дешевую рабочую силу, на иммунитет от закона, на безнаказанность от кабальных условий труда),

- и, наконец, в размывании нашей многонациональной российской культуры, в создании условий и почвы для коррупции, которая распространилась в России не из-за экономических преобразований, а вследствие утраты наших традиций и основ общественной жизни. Мы все помним, откуда появились «шабашники» и «рыночники» в советское время, исполнители разорительных операций с банковскими авизо в перестроечную эпоху, и сами не заметили, как осуждаемое стало привычным.

 

В чем же причины столь быстрого «поглощения» страны чуждыми нашей культуре миграционными потоками? Ведь подготовленные, грамотные, высококвалифицированные человеческие ресурсы из высокоразвитых стран составляют всего 7%, а на долю слаборазвитых стран из Средней Азии и СПГ приходится 69%.

 

Во-первых, экономическая легкость ведения дел для «прикормленного» бизнеса, колоссальная экономия на затратах. Отсюда – мы должны сделать миграционный «бизнес» дорогим, в том числе – правоприменительными средствами.

 

Во-вторых, терпимость и толерантность в защите наших традиционных устоев. Вчера после Заинска побывал в Нижнекамске. Там прибывшие из Средней Азии, в том числе религиозные фанаты, говорят, что они массово едут сюда, их манит этот город, да и в целом Татарстан, потому что можно делать все что угодно – например, ходить в школы в платках, демонстрировать пренебрежение местными обычаями. Мы с вами до сих пор не определили императивно, на уровне постановления Правительства, требования к школьной форме, направили лишь рекомендации и то не четкие, отдали все на откуп учебным заведениям. А ведь каждый из нас отдает детей в светское учебное заведение. Хотели бы иного, отдали бы в медресе или семинарию. К примеру, в Ставропольском крае постановлением местного Правительства установлены четкие правила, которые признаны судом законными.

 

В-третьих, что манит незаконную миграцию, - коррупция, которая делает возможным неравноправие субъектов экономической деятельности в привлечении рабочей силы разной стоимости и применении дешевых юридических форм ее использования (гражданско-правовые договоры, аутсорсинг и аутсаффинг, как это было при взрыве парогенератора в Набережных Челнах). Есть случаи, когда в коррупционных схемах участвуют и отдельные сотрудники миграционной службы. Так, оперативным подразделением УФСБ по РТ выявлен канал нелегальной миграции, к которому оказался причастен начальник отдела трудовой миграции УФМС Сурчилов, в связи с чем возбуждено уголовное дело по признакам злоупотребления служебными полномочиями, получения взятки и других должностных преступлений.

 

На сегодня незаконная миграция нарастает, проникая в страну через два основных легальных канала: трудовую и патентную миграцию.

Что касается трудовой миграции, на наш взгляд, должна быть установлена ответственность работодателя за приглашенного в страну работника. В случае расторжения трудового договора работодатель должен нести ответственность за выезд работника из страны пребывания.

Далее, патентные мигранты (так, если в 2013 году в Татарстане выдано 13 тысяч трудовых разрешений, то патентов - уже около 17 тысяч). Этот правовой институт появился лишь в 2010 году, после введения которого поток нелегальной иммиграции в страну усилился. Любой иностранный гражданин может дать заявку на его получение без всяких мотивов. Для экономического развития страны это совершенно бессмысленно. По сути, это -  псевдонелегальная миграция. Патентную миграцию, на наш взгляд, надо срочно отменять либо существенно ограничивать.

 

Свои предложения в разрабатываемый Правительством Татарстана проект Федерального закона мы уже дали.

 

Необходимо совершенствование правил миграционного учета и регистрации по месту пребывания и месту жительства. Так, в г. Казани направлено в суд уголовное дело, по которому был установлен факт регистрации в одной квартире 392 иностранцев. По аналогичным фактам возбуждено лишь 11 дел. На сегодняшний день в республике - около 200 «резиновых» квартир, по каждой из которых на миграционный учет незаконно поставлено от 30 до 500 иностранных граждан! Мы должны добиться возбуждения дел и осуждения виновных по каждой из них!

 

Еще один путь легализации нежелательных миграционных потоков - через сельскую местность. Ключевую роль здесь играют Главы сельских поселений. Без выданной ими справки о фактическом проживании жильца ни один отдел УФМС не зарегистрирует лицо по месту жительства или месту пребывания. Так, в селе Шумково Рыбно-Слободского района за последние годы были зарегистрированы 24 гражданина Таджикистана в доме площадью 36 кв. метров, которые фактически проживают в других местах. А всего там 4 таких дома. После избрания нового Главы ни одной новой регистрации допущено не было. Почему? Потому что он ужесточил контроль за территорией местного самоуправления и требования к выдаче таких справок, которые ранее подписывались без всякой проверки. Сейчас вопрос снятия с незаконного регистрационного учета решается в судебных органах.

 

УФМС – формальный орган, который принимает решения по установленному перечню предъявленных документов. А Главу поселения никто обязать выдать справку не может. Это вопрос факта, не права, он не может быть обжалован в судах.

 

Уже сейчас, объезжая районы, я вижу, что во многих поселениях создаются общественные Советы, куда входят Глава сельского поселения, участковый уполномоченный полиции, директор школы, представитель духовенства (мулла или батюшка), которые на местах контролируют ситуацию, еженедельно докладывают ситуацию Главе района. И это правильно, такую работу надо продолжать.

 

Еще одна проблема касается работы правоохранительных органов по эффективному выдворению нелегальных мигрантов из страны. Число судебных решений о выдворении за истекший период этого года увеличилось в 4 раза и составило более полутора тысяч. Но выявилось одно весьма «узкое место» - Спецучреждение для лиц, подлежащих выдворению. Имеющееся Спецучреждение рассчитано лишь на 25 койко-мест и то в настоящее время еще не эксплуатируется. Необходимо же для продолжения эффективной работы 150-200 мест. После направленной в октябре 2013 года Президенту республики информации принято решение о выделении дополнительных денежных средств для выкупа второго этажа здания и увеличения койко-мест до 100, однако до настоящего времени решение не реализовано. Времени остается мало. В соответствие с законом с 1 апреля 2014 года нахождение выдворяемых лиц в отделах полиции будет незаконным, они будут подлежать освобождению, что приведет к осложнению криминальной ситуации в республике.

 

И самая сложная из миграционных проблем -  внутренняя миграция из регионов Северного Кавказа. Здесь весьма тонкая грань – это граждане нашей страны, но кардинально отличающиеся своей культурой от жителей Центральной России и Поволжья. То, что мы оцениваем как хорошее человеческое качество (например, доброту, отзывчивость), они воспринимают как слабость.

 

Проблемы интенсивного миграционного внедрения в центральные регионы страны уже имели место ранее – в 90-е годы XX века. Тогда в каждом регионе страны появились представители из региона Чечни, которые к моменту проведения структурами организованной преступности финансово-экономической операции «Авизо» сумели наладить устойчивые отношения с представителями банковских структур. В результате в течение нескольких дней по всей стране были похищены огромные суммы денежных средств, а банковской системе России был нанесен серьезный урон.

 

Материалы уголовного дела о деятельности преступного сообщества «29 комплекс» в г. Набережные Челны показывают, что к началу 2000 годов преступное сообщество, руководимое этническими чеченцами, контролировало Волжский автозавод в г. Тольятти. Ими же был спланирован раскол в главном преступном сообществе г. Набережные Челны с целью проникновения на заводы КамАЗа, а через них – и на Горьковский автозавод Нижнего Новгорода, в котором топ-менеджмент был представлен большинством выходцев с КамАЗа.

 

Сейчас похожие анклавы формируются во многих населенных пунктах центральной России. Особенно уязвимы в этом плане малые города и сельские населенные пункты. Наглядное подтверждение этому – события в Нурлате.

 

Основной же проблемой является коррупция на местах, когда предпочтения отдаются состоятельным приезжим. Необходимо договориться здесь и категорически запретить всем чиновникам общаться на межличностном уровне и иметь дело с этой категорий лиц, проанализировать положительные решения им вопросов в сравнении с другими лицами. Принцип должен быть такой: нарушил договоренность – предатель, уходи в отставку.

 

Возможности правового регулирования внутренней миграции, конечно же, ограничены. Наиболее эффективными здесь могут быть действия как органов государственного и муниципального управления по устранению коррупционных факторов и иных дефектов управления на местах, так и правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, экстремизмом и подрыву их нелегальной экономической базы.

 

Спасибо за внимание!